Звук [ч'], буква Чч (с. 50-51) - 14-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Звук [ч'], буква Чч (с. 50-51) - 14-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Формирование умения выделять в словах звук [ч’], правильно произносить его;

б) знакомство с буквой Чч, формирование умения читать слова с этой буквой;

в) повышение самостоятельности учащихся в чтении.

Ход урока

1. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

— Рассмотрите рисунки на страницах “Азбуки”. Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на этом уроке? (О чаепитии.) Чтобы вести этот разговор, вы должны познакомиться с новой буквой.

2. Уточнение значения слова, анализ звука [ч’], его характеристика.

— Что такое чай? (Это напиток из листьев чая — южного растения.) Каким звуком начинается слово “чай”? (Звуком [ч’].) Определите, какой это звук: гласный или согласный. (Согласный звук, так как при произношении звука язык прижимается к нёбу, образуя преграду выходящему воздуху.) Этот звук звонкий или глухой? (Глухой, так как произносится без участия голоса, слышится один шум.)

3. Знакомство с буквой, дополнение характеристики звука [ч’] как мягкого звука.

— Посмотрите на букву, которой обозначается звук [ч’]. Что подсказывает зелёный цвет буквы? (Буква обозначает один мягкий звук, парного твёрдого звука нет.)

4. Чтение слогов с буквой ч.

— Так как новая буква обозначает только мягкий звук [ч’], она читается мягко во всех слогах, независимо от того, какая буква следует за ней. Прочитайте слоги.

5. Работа с моделями слов “чайник”, “чашка”.

— Как изобразил новую букву художник? (В виде чайника.) Почему так назвали: чайник? (Потому что в чайнике заваривают чай.) Найдите модель этого слова. Произнесите слово по слогам. (Чай-ник.) Назовите звуки в этом слове. Прочитайте буквы, которыми обозначены эти звуки.

— Из чего обычно пьют чай? (Из чашки.) Каким звуком начинается это слово? (Звуком [ч’].) Как же нужно прочитать первую букву? (Как [ч’].) Прочитайте всё слово.

6. Словообразовательные упражнения.

— Если чай будет налит в большую чашку, то как вы её назовёте? (Чаша.) Если чай наливается в очень маленькую чашку, то как надо её назвать? (Чашечка.) Сколько звуков [ч’] в слове “чашечка”? (Два звука [ч’].)

7. Чтение стихотворного текста “Сел дед...”.

Чтение текста по предложениям. Выяснение восприятия.

— Какую бы иллюстрацию вы нарисовали к этому тексту? Кто пьёт чай и ведёт разговор?

8. Чтение текста по ролям.

— Приготовьтесь прочитать этот текст по ролям. Кто хочет выступить в роли внука? Какое по счёту предложение в тексте нужно для этого прочитать? (Второе предложение.) Кто хочет выступить в роли деда? Какие предложения в тексте следует прочитать для этой роли? (Третье и четвёртое предложения.) Кто должен прочитать первое предложение в тексте? (Тот, кто выступит в роли автора.) Каким тоном нужно читать слова внука: требовательным или просящим? А каким голосом будет отвечать дедушка: строгим или мягким? С каким выражением лица нужно читать слова деда? Каким жестом можно сопроводить эти слова? (Дедушка поглаживает внука по голове.)

9. Формирование представлений о чаепитии как о форме общения.

— Для чего устраивают чаепития? Только ли для того, чтобы утолить жажду? (Учащиеся обмениваются мнениями. Правы те ребята, которые считают, что чаепития устраиваются прежде всего для того, чтобы пообщаться: с членами семьи, друзьями. Бывают и праздничные чаепития: по поводу именин или дня рождения, успехов в школе или на работе).

— Устраиваются ли у вас в семье праздничные чаепития? Как они проходят? О чём вы беседуете во время чаепития?

10. Подготовка к чтению текстов “Черепаха чай пила”, “Чаепитие у чайки”.

На доске записаны слова: чайка, чижик, чибис, чечётка, черепаха.

— Рассмотрите рисунки к текстам. О каких чаепитиях пойдёт речь? Для того чтобы подготовиться к чтению этих текстов, прочитайте слова на доске. Объясните значение этих слов.

11. Чтение текстов с учётом дифференцированного подхода к учащимся.

Так как второй текст по языку, структуре сложнее, чем первый, распределение учащихся для чтения текстов учитель осуществляет с учётом возможностей детей. Распределение можно, например, произвести по цвету пакетиков чая, розданных ученикам.

— Кто получил пакетик зелёного чая, тот будет читать текст про чаепитие у черепахи, а тот, кому достался пакетик чёрного чая, будет читать про чаепитие у птиц. Прочитайте текст самостоятельно.

12. Проверка самостоятельной работы. Чтение с коллективным обсуждением прочитанного.

— Кто готов прочитать текст про чаепитие у черепахи? Почему так долго ждала черепаха своих гостей? (Потому что черепахи ходят очень медленно.)

— С какой буквы начинаются все слова во втором тексте про чаепитие у птиц? (С буквы ч.) Кто хочет прочитать этот необычный текст? Найдите и покажите на рисунке чайку, чижика, чибиса, чечётку.

13. Чтение скороговорок с творческим дополнением.

— Попробуйте сами придумать скороговорки со слогами “чо”, “чу”, “ча”, “чи”. (Чи-чи-чи — чашки с чаем горячи.)

14. Чтение пословицы “Ученику — удача, учителю — радость”.

— Как вы понимаете эту пословицу? Чему радуется учитель? (Каждому удачному ответу, каждому успеху своих учеников.)

15. Контроль и оценка выполнения учебной задачи.

— Чем вы можете порадовать сегодня учителя? (Тем, что научились читать букву ч.) Покажите, как вы этому научились. Прочитайте слова, которые предлагает вам сорока Рита. Можете ли вы оценить своё чтение как успешное?






Для любых предложений по сайту: [email protected]