Удивительная встреча. Звёздное небо. Загадочное письмо (с. 38-41) - 3-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Удивительная встреча. Звёздное небо. Загадочное письмо (с. 38-41) - 3-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки уроков

а) Формирование ценностного отношения к общению;

б) подведение учащихся к выводу о средствах, способах письменного общения;

в) развитие умения соотносить понятия по степени наращивания их объёма;

г) привлечение внимания учащихся к прерывистости речи;

д) закрепление представлений о структурных частях рассказа;

е) введение в практическом плане понятия “высказывание”;

ж) формирование умения в построении высказываний по количеству заданных слов;

з) формирование умений записывать высказывания с помощью рисунков и условных знаков, читать написанное.

Ход уроков

1. Упражнение в наращивании объёма понятия “место жительства”.

— Где вы живёте, ребята? (Учащиеся называют конкретный адрес: дом, улицу.) В каком городе находятся ваши улицы и дома? (В Ярославле.) Как называют жителей Ярославля? (Ярославцы.) В какой стране находится Ярославль? (В России.) Как называют всех людей, живущих в России? (Россияне.) На какой планете живут россияне? (На планете Земля.) Существуют ли другие, иные планеты? Как называют жителей иных планет? (Инопланетяне.) Как называется космическое пространство, которое объединяет все планеты? (Вселенная.)

2. Постановка проблемы.

— Представьте, что вам пришлось встретиться с инопланетянином, который прилетел на Землю. Смогли бы вы с ним общаться? Как? (Учащиеся предполагают, что это могут быть приветливое выражение лица, жесты-рукопожатия.) А сможете ли вы общаться словами? Почему нет? (Инопланетяне не знают языка землян.)

3. Работа на с. 38. Чтение названия страницы “Удивительная встреча”. Анализ ситуации по вопросам “Азбуки”.

Коллективное обсуждение и разрешение ситуации. Учащиеся определяют причину возникших в общении затруднений: инопланетянин и Аня не знают языка друг друга. По содержанию представленных кадров видеоленты учащиеся делают вывод о возможностях использования рисунков, графических знаков для письменного общения.

4. Постановка очередного проблемного вопроса “О чём рассказал инопланетянин?”. Для ответа на этот вопрос учащиеся должны выполнить задания на с. 39.

5. Анализ рисунков и знаков “Звёздное небо”.

— Как называется предмет, в который мудрец рассматривает звёздное небо? (Телескоп.) Как называется наука, которая изучает Вселенную? (Астрономия.)

6. Рассказ учителя об астрономии. Знакомство со словами “созвездия”, “планеты”, “планетарий”. Учащиеся рассматривают рисунки и условные знаки планет и созвездий: Земли, Солнца, Луны, Большой Медведицы, Лебедя. Высказываются мнения, что инопланетянин прилетел из созвездия Лебедя.

7. Творческое задание.

— Что и как надо рассказать инопланетянину о Земле, чтобы он догадался, на какую планету попал? Какие способы передачи письменного сообщения вы можете использовать?

Учащиеся сообща под руководством учителя составляют послание инопланетянам, применяя различные способы его обозначения: рисунки, графические знаки.

Примерное содержание послания: “Мы живём на планете Земля (символическое изображение Земли по образцу в “Азбуке”). Днём Землю обогревает Солнце (символическое изображение Солнца), а ночью её освещает Луна (символическое изображение Луны). На Земле живут люди, звери, птицы... (рисунки). Люди запускают ракеты, космические корабли вокруг Земли и на другие планеты (рисунки и стрелки, показывающие траектории полётов)”. Послание записывается учителем на доске, а учащимися на листках.

8. Задание в паре на развитие наблюдательности.

— В дальние космические путешествия отправляться человеку небезопасно, поэтому для общения с жителями других планет используют роботов. “Азбука” предлагает вам собрать такого робота, для чего необходимо найти две совершенно одинаковые части. Посмотрим, какая пара справится быстрее.

9. Знакомство учащихся с журналом “Весёлые картинки”.

— Посмотрите, на нашей книжной полке появился детский журнал. Его принёс Петрушка. Кто сумеет прочитать название журнала? Как вы думаете, почему у журнала такое название?

Учитель обращает внимание учащихся на обложку журнала, помогает найти Петрушку среди весёлых человечков, зачитывает отдельные стишки, загадки.

10. Работа на с. 40. Рассказ в картинках (работа в парах).

— Этот рассказ в картинках прислала в редакцию журнала девочка, которая ещё не знает букв. Что же она использовала? (Рисунки.) Какую историю рассказала девочка в своих рисунках? Рассмотрите их друг с другом в парах, приготовьте совместные рассказы. (Учащиеся строят свои рассказы в свободной форме.)

11. Работа над структурными частями рассказа.

— У всех получились разные рассказы, а нужно построить рассказ из трёх частей — по количеству рисунков. В любом рассказе можно выделить три части: начало, середину (основную часть), концовку.

По первому рисунку нужно составить начало истории о том, кого увидела девочка около дома. (Около дома девочка увидела ёжика.) Посмотрите на второй рисунок и скажите, что хотела сделать девочка и как повёл себя ёжик. (Девочка хотела погладить ёжика, поиграть с ним. Но ёжик испугался и свернулся в клубок.) Мы составили с вами середину рассказа, т. е. его основную часть. Какой же конец у этой истории? Что сделала девочка? (Девочка положила ёжика в корзинку и отнесла его в лес.)

— Итак, мы составили начало рассказа, основную его часть и концовку.

12. Воспитательная беседа.

— У этой истории весёлый конец или грустный? (Весёлый, так как ёжик попадёт к себе домой, в лес.)

13. Придумывание названия рассказа по его графическому обозначению.

— Девочка придумала название к своему рассказу, но, не зная букв, записала его по-своему: каждое слово она обозначила рамочкой. (Учитель показывает на доске схему названия рассказа из трёх слов, как это даётся в “Азбуке”.)

— Сколько должно быть слов в названии? (Три.) Но какие это слова, неясно, так как рамочки пустые. Попробуем подобрать нужные слова. В названии обычно сообщается, о ком или о чём этот рассказ. О ком рассказывают рисунки? (О девочке и ёжике.) Какое же может быть название? (Девочка и ёжик.) Посчитаем, сколько слов в нашем названии: “девочка” — первое слово, “ёжик” — второе, а между ними маленькое слово “и”, которое их соединяет. Посмотрите, во второй рамочке две стрелки направлены навстречу друг другу, как будто соединяют первое и третье слова.

14. Постановка проблемы.

— Легко ли так записывать слова, как придумала девочка? А легко ли прочитать то, что записано? Всегда ли можно догадаться, какие слова записаны, если рамочки пустые? (Наверное, не всегда.)

15. Разрешение проблемы через чтение рассказа “Как Петрушка помог Красной Шапочке”.

— Петрушка считает, что так записывать слова, как это придумала девочка, легко и удобно. Он решил использовать, кроме букв и рисунков, такой способ записи в своём рассказе. Название он записал буквами. Кто его прочитает?

Но записать весь рассказ буквами Петрушке пока было трудно, поэтому он помогал себе рисунками и рамочками слов. Посмотрите на первый рисунок. Сколько слов обозначено под рисунком? (Четыре.) Это значит, что в начале рассказа мы должны составить высказывание из четырёх слов. Скажите четырьмя словами, куда пошёл Петрушка. (Петрушка пошёл в лес.)

Вопросы в “Азбуке” ориентированы на определённое количество слов в ответах, поэтому не следует их изменять. Допустимы также варианты: “Идёт Петрушка по лесу” или “Петрушка гулял по лесу”.

Учитель привлекает внимание детей к количеству слов, которые были использованы в ответах.

— Посчитаем все вместе количество слов, которые вы использовали для построения высказывания. Какое первое слово, какое второе, какое третье, четвёртое?

Посмотрите на второй рисунок. Кого встретил Петрушка? Почему Красная Шапочка плачет? Что она сказала Петрушке? Составьте свой ответ так, чтобы в нём было четыре слова, как это показано под рисунком. (Я потеряла красную шапочку.)

— О чём рассказывается с помощью третьего рисунка? Что предложил Петрушка Красной Шапочке? А что подсказывает нам подпись под рисунком? (Высказывание должно состоять из четырёх слов.) Постройте свой ответ так, чтобы в нём было четыре слова. (Возьми мою красную шапочку.)

— Какой же конец у этого рассказа? Отсутствие рамочек слов под рисунком означает, что в своих высказываниях вы можете использовать любое количество слов. Что говорит Красная Шапочка Петрушке? А что он ей отвечает? Давайте разыграем эту сценку, используя соответствующие мимику и жесты.

16. Свободное чтение-рассматривание журнала “Весёлые картинки”.

Учащимся предлагаются на выбор различные номера журнала, которые они могут рассматривать и читать. Задание выполняется в группах, парах, объединённых по желанию учеников.

17. Введение в тему “Загадочное письмо”. Загадка (с привлечением к её чтению учащихся):

Хоть и без крыльев птица эта,

Её пущу по белу свету —

Пусть передаст друзьям приветы

И прилетит от них с ответом.

(Письмо)

18. Беседа.

— Почему люди пишут письма? Что сообщается в письмах? Как доставляются письма адресату?

19. Создание проблемно-речевой ситуации.

Учитель показывает детям большой конверт, на котором написан адрес: город изображён с помощью символа- герба, класс обозначается цифрой и буквой, а в качестве адресата нарисован Петрушка.

— Это письмо почтальон принёс сегодня Петрушке. Но Петрушка не может понять, что это за письмо. Не ошибка ли это?

Коллективно прочитывается адрес. Затем открывается конверт, из него учитель достаёт листок с цифрой 41.

— Здесь указано, что нужно открыть “Азбуку” на с. 41.

20. Работа на с. 41. Чтение названия страницы “Загадочное письмо”. Рассматривание рисунков.

— Кто же написал письмо Петрушке? (Аня и Ваня.) Что загадочного, таинственного в их письме? (Нет букв, только условные знаки и рисунки.)

21. Решение проблемно-речевой ситуации: чтение загадочного письма.

— Аня и Ваня решили рассказать Петрушке о своих занятиях после школы. Вместе с нами на прошлом уроке они узнали, что можно записывать слова, даже не зная букв. Как они обозначили каждое слово в своём письме? (Рамочками слов.) Но пустых рамочек им показалось недостаточно, так как трудно догадаться при чтении, какие это слова. Чем ребята дополнили рамочки слов? (Рисунками.) Рисунки подсказывают содержание каждого высказывания, т. е. из каких слов оно построено.

Прочитаем первое высказывание. Сколько в нём слов? Какие это слова? (Аня шьёт.) Как вы думаете, кто написал эту строчку в письме: Аня или Ваня? (Аня.) Как показаны начало и конец этого высказывания? (Границы высказывания на письме показаны значками: вертикальная черта — начало предложения, точка — конец предложения.)

— Читаем второе высказывание.

Далее работа ведётся аналогично. Учитель обращает внимание детей на знаки: стрелку со значением направления движения вправо встречные стрелки с соединительным значением Коллективно прочитываются все строчки письма: “Аня шьёт. Ваня рисует. Аня поливает цветы. Ваня идёт к Ане. Аня и Ваня смотрят телевизор”.

22. Составление ответного письма Петрушке.

— Одно из правил культуры общения заключается в том, что нельзя оставлять без ответа полученное письмо — это невежливо. Петрушка просит вас помочь ему написать ответное письмо, чтобы рассказать Ане и Ване о своих новостях. Он купил себе новые сапоги и теперь ходит в них на рыбалку, в лес, за грибами.

Давайте составим и запишем первое высказывание. Что купил Петрушка? (Петрушка купил сапоги.) Сколько слов в этом высказывании? (Три.) Как нужно обозначить первое слово? (Рамочкой с рисунком Петрушки.) Как показать, что это начало высказывания? (Значком — вертикальной чертой.) Какое второе слово? (Купил.) Как его обозначим? (Рамочкой с рисунком монеты или денежной купюры.) Какое третье слово? (Сапоги.) Как его обозначим? (Нарисуем два сапога.) Как покажем конец высказывания? (Точкой.)

Работа над вторым, третьим предложениями ведётся аналогично по вопросам “Что ловил Петрушка? Что собирал Петрушка?”. Слова “ловил” и “собирал” обозначаются рамочками с рисунками удочки и корзины. Работа ведётся коллективно под руководством учителя: он даёт образец записи на доске, а учащиеся воспроизводят её в тетрадях.

23. Дополнительное задание для детей, знающих буквы.

— Если всё-таки какие-то слова будет трудно прочитать с помощью рисунков, то их можно записать буквами.

Под рамочками с рисунками детьми с помощью учителя записываются отдельные слова, произношение которых не расходится с написанием: “купил”, “набрал” и т. д.

24. Работа в паре по составлению учащимися их собственного письма.

— Проверим, научились ли вы писать, читать такие письма. Для этого предлагаю ребятам, сидящим за одним учебным столом, написать своё письмо соседям.

Учитель организует работу учащихся, опрашивая их, уточняя возможные ответы и тем самым ориентируя их на содержание письменного сообщения.

— Чем, Саша, ты обычно занимаешься после школы? (Гуляю.) А ты, Наташа, чем любишь заниматься? (Читаю.) Какие высказывания можно составить и написать? (Саша гуляет. Наташа читает.) А как вы запишете это?

25. Обмен письмами и их зачитывание.

26. Подведение итогов. Учитель поясняет, что общаться можно не только устно, но и письменно, записывая своё сообщение знаками-рисунками. Организуется диалог о письмах.






Для любых предложений по сайту: [email protected]