Слова и слоги. Ударение в слове (с. 54-57) - 5-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Слова и слоги. Ударение в слове (с. 54-57) - 5-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Формирование представления о слоге как части слова;

б) формирование умений произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания;

в) развитие потребности в чтении книг;

г) получение общего представления об ударении;

д) формирование умения определять место ударения в слове;

е) формирование общего представления о смыслоразличительной роли ударения;

ж) совершенствование культуры речи учащихся: произношение слов с правильным ударением.

Ход урока

1. Выяснение впечатлений от домашнего чтения.

— Кто прочитал дома с родителями всю сказку про Комара Комаровича и мохнатого Мишу? Чем она закончилась? Можно ли сказать, что чтение книг — это увлекательное занятие?

2. Работа на с. 54. Постановка учебной задачи.

— Встречи на уроках с героями сказок, стихотворений помогают нам узнать много нового. Давайте прочитаем название новой учебной страницы. (“Слова и слоги”.) Какое слово вам незнакомо? (Слоги.) Может быть, мы узнаем, что означает это слово, с помощью ещё одной сказочной героини? Кто узнал её на рисунке? (Это Машенька.) Проверим это, прочитав начало сказки.

3. Выделение слогов в словах.

— Помогите заблудившейся Машеньке позвать на помощь дедушку, бабушку, братишку. Как нужно произнести эти слова, чтобы их было легче расслышать на большом расстоянии? (Громко, протяжно, по частям.) Как это показано на звуковых схемах слов? (Они тоже разделены на части.)

4. Произнесение слов по слогам с опорой на схемы.

— Посчитайте, на сколько частей разделена звуковая схема слова “дедушка”. Позовём дедушку вместе с Машенькой.

Учащиеся сопровождают проговаривание слова движением пальчика по звуковой схеме. Аналогичная работа проводится со словом “бабушка”.

— Наверное, теперь родные найдут заблудившуюся Машеньку?

5. Введение понятия “слог”.

— Часть слова, выделяемая при его произношении, называется “слог”, а части слова — “слоги”. Само это название подсказывает, что слово при произношении слагается (складывается) из частей.

6. Упражнения в делении слов на слоги.

— Припомните случаи, когда родители звали вас домой с улицы. Они тоже произносили ваши имена по слогам. Попробуйте показать как. (Дии-маа! Ии-раа!)

7. Определение количества слогов в словах.

— А сколько слогов в вашем имени? Чтобы легче было считать, каждый слог отмечайте хлопком.

Образец выполнения задания даётся на основе коллективной работы, а потом учащиеся работают в парах.

— Проверьте друг друга: научились ли вы делить свои имена по слогам и подсчитывать количество слогов?

8. Игровая ситуация “Как Петрушка учился говорить”.

— Знаете ли вы, что Петрушка учился говорить по слогам? Представьте себя на месте Петрушки. Я буду говорить какое-то слово, а вы — повторять его, как Петрушка, по слогам: рука, чайник, книга, рубашка и т. д.

9. Работа с моделями слов. Деление слов на слоги и определение количества звуков в каждом слоге.

— Эти модели слов тоже приготовил к уроку Петрушка. Что в них необычного? (Под звуковыми схемами поставлены дуги.) Эти дуги обозначают слоги в словах. Условимся дугами обозначать слоги, чтобы не разделять на части звуковые схемы и не ломать модели слов1.

— Сколько слогов обозначено дугами в слове “роза”? (Два слога.) Докажите произношением. (Ро-за.) Сколько звуков объединяется дугой в первом слоге и какие это звуки? (Два звука: согласный и гласный.) Произнесите протяжно этот слог и выделите каждый звук. (Р-о.) Сколько звуков объединяется дугой во втором слоге?

По заданному образцу проводится работа над каждым слогом в словах “роза”, “пила”, “барабан”, “шар”.

10. Раскрытие слогообразующей роли гласного звука.

— Сравните количество гласных звуков в словах и количество слогов. Что вы обнаружили? (Это количество совпадает.) Какой же “секрет” гласных звуков вы открыли? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

11. Рассказ в картинках по произведению В. Сутеева “Мышонок и Карандаш”.

Учащиеся рассказывают эту историю, пытаясь читать рисунки и подписи под рисунками.

— Что видел Мышонок в рисунках? А кого рисовал Карандаш? Какое же слово не договорил Мышонок и со страху убежал? (Слово “кошка”.)

12. Работа с моделями слов “козы”, “кони”.

— Слышали ли вы песенку “Далеко-далеко на лугу пасутся ко...”? Какие слова начинаются со слога “ко”? Дополните слог “ко” так, чтобы получилось целое слово.

13. Обобщение.

— Какие важные сведения об особенностях слова вы сегодня узнали с помощью сказочных героев? (Слово можно делить на части — слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.)

14. Работа на с. 56. Создание проблемной ситуации, постановка учебной задачи.

— Куда пришли сказочные герои? Как называются эти большие нарядные здания? (Дворцы, зáмки.) Здесь состоится королевский бал, на который приглашены герои русских и зарубежных сказок. Но почему же сказочные герои не заходят в ворота? (Ворота заперты на замки´.) Дело в том, что согласно королевскому приказу на бал попадёт тот, кто определит, чем различаются слова “зáмки” и “замки´”. Хотите помочь сказочным героям решить эту задачу?

15. Решение учебной задачи.

— Сравните слова “зáмки” и “замки´” по значению и звучанию. Одинаково ли значение этих слов? (Нет: зáмки — это дворцы, а замки´ — приспособления для закрывания дверей на ключ.) А одинаковы ли эти слова по звуковому составу? Обратите внимание на звуковые схемы этих слов: сколько звуков в каждом слове, одинаковы ли они и какие это звуки? (По пять звуков: согласный твёрдый, гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий, гласный.) Выделите эти звуки произношением. (З-а-м-к-и.) Сколько слогов в каждом слове? (По два слога.) Произнесите эти слова по слогам. (Зáм-ки, зам-ки´.) Получается, что эти слова ничем не различаются? Или всё-таки какая-то разница есть? Послушайте, как я произнесу эти слова.

Учитель произносит слова, выделяя голосом ударный слог в каждом слове. Учащиеся замечают, что в одном случае голосом выделяется слог “зам”, а в другом — слог “ки”.

16. Введение понятий “ударение”, “ударный слог”.

— О слоге, который произносится с большей силой, т. е. громче, протяжнее остальных слогов, говорится, что он произносится с ударением, является ударным.

17. Привлечение внимания учащихся к знаку ударения.

— Для обозначения места ударения в слове существует определённый знак, который так и называется: знак ударения. Найдите его на схемах слов. (Косая чёрточка.) Обратите внимание, над каким звуком — гласным или согласным — ставится знак ударения. (Над гласным звуком.) Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным звуком.

18. Определение смыслоразличительной роли ударения в слове.

— Произнесите ещё раз каждое слово с ударением: зáмки, замки´. Что же различает эти слова по звучанию и по значению? (Место ударения в слове.)

— Мы помогли героям сказки решить заданную королём задачу и теперь можем вместе с ними пройти на королевский бал.

19. Задание “Подбери обувь героям сказок”.

С одной стороны, это — логическое упражнение (подведение видового понятия под родовое). С другой стороны, уточняется значение слов в связи с анализом их звучания.

— Рассмотрите модели слов, обратив внимание на их значение и звучание. Кто правильно с помощью звуковых схем произнесёт эти слова с ударением? (Башмаки, лапти, туфли.) Что общего в значении этих слов? Что они называют? (Обувь.) Можно ли по этой обуви догадаться, кто из сказочных героев пришёл на бал? (Башмаки — это старинные ботинки. В башмаках мог прийти Буратино. Лапти носили в прошлые времена русские крестьяне, поэтому в лаптях могли прийти герои русских народных сказок: Алёнушка и Иванушка, Емеля. Туфли — название нарядной обуви, и в них могла прийти Золушка.)

20. Работа по формированию произносительной культуры.

— Золушка хочет задать вам вопрос. Слово “туфли” обозначает две туфли. А как назвать одну из них? (Туфля.) Произнесите это слово правильно: с ударением на первом слоге. Почему важно соблюдать правильное ударение в слове? (Правильное ударение в слове — показатель культуры речи человека.)

21. Работа на с. 57. Рассматривание рисунка. Составление высказывания по схеме.

— Кто из сказочных героев пришёл на бал в сапогах? (Кот в сапогах.) Кого он пригласил танцевать? (Аню.) С кем встал в пару Ваня? (С Золушкой.) Какие слова должны были сказать кавалеры, Ваня и Кот в сапогах, приглашая своих дам на танец? Попробуйте догадаться по схеме высказывания. Сколько слов в ней обозначено? (Четыре.) Какие же это могут быть слова? (Приглашаю вас на танец.) А кого из сказочных героев вам бы хотелось пригласить потанцевать?

22. Использование образа музыкального молоточка как символа ударения.

— Музыка зазвучит на балу лишь после того, как подаст сигнал Мальчик-колокольчик. Найдите его на рисунке. Что у него в руках? (Молоточек.) Это необычный музыкальный молоточек, которым отмечаются ударные слоги в именах гостей на балу. Для этого нужно сказать волшебные слова. Кто сможет прочитать их?

На доске записаны слова. Умеющие читать первоклассники читают текст, остальные повторяют вслед за ведущими:

Ударный слог, ударный слог —

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь-ка слог ударом!

— Какой слог — первый или второй — должен отметить молоточек в именах Ваня? Аня? А в ваших именах?

Учащиеся берут в руки воображаемый молоточек, говорят волшебные слова и произносят свои имена: сначала по слогам, а потом целым словом, выделяя ударный слог и определяя, какой он по счёту: первый, второй или третий. (Антон, Антон. Ударным является второй слог.)

23. Задание “За королевским столом”. Упражнение в классификации (фрукты) и анализе звучания слов.

— Чем будут угощать гостей на балу? Назовите приготовленные на столе фрукты. (Сливы, лимоны, груши.) Помогите Коту в сапогах составить звуковые схемы этих слов.

Разгадывание акрофонической схемы слова “торт” (труба, ослик, рука, труба).

— Какое слово загадано в картинках?

Порядок работы по разгадыванию уже известен учащимся: учащиеся называют сначала один предмет (труба), выделяя первый звук [т] в слове-названии, затем следующий предмет (ослик), тоже выделяя первый звук [о], сразу же синтезируют оба звука: то... И т. п.

Обобщение полученных сведений в связи с развитием рефлексии.

— Где вы сегодня побывали? Понравилось ли? Что нового узнали? Чему научились?


1 Дуга, называемая лигой, ставится под нотами. В “Азбуке” она используется для обозначения слогов, которые следует произносить не отрывисто, а плавно.






Для любых предложений по сайту: [email protected]