Звуковой анализ слов. Строчные буквы а, о (с. 6, 8) - 1-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Звуковой анализ слов. Строчные буквы а, о (с. 6, 8) - 1-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Варианты проведения уроков при изучении букв А и О могут быть различными, в соответствии с уровнем подготовки детей к письму. Можно посвятить по два урока написанию строчных письменных букв а и о, а третий урок — освоению заглавных букв А и О. Это первый вариант, он дан в пособии. Второй вариант: изучение и написание заглавной и строчной буквы Аа проводится совместно, на одном уроке. Аналогично изучается и буква Оо, когда строчная и заглавная осваиваются вместе.

Целевые установки уроков

а) Осваивать действие звукового анализа как установление последовательности звуков в слове; различать гласные и согласные звуки; проводить слого-звуковой анализ слов со звуками [а] и [о] (на моделях слов); обозначать звуки [а] и [о] буквами Аа, Оо;

б) писать печатную букву А, используя ориентиры — стрелки и точки;

в) анализировать (вместе с учителем) графическую форму строчной буквы а, выделять её элементы; писать строчную букву а и её элементы на рабочей строке;

г) писать печатную и письменную букву Оо;

д) расширять словарный запас; уточнять значение используемых слов; различать (в практическом плане на моделях слов) звучание слова и его значение;

е) использовать действие контроля; уметь оценивать написанные буквы, их элементы;

ж) совершенствовать диалоговую форму общения: обращаться к собеседнику (партнёру) вежливо, называя его по имени.

Ход уроков

1-й урок

1. Закрепление образа печатной буквы А, написание строчной буквы а.

Задание “Загадки слов” — слого-звуковой анализ слов со звуком [а] в начале и конце; придумывание слов с этим звуком в середине (трава). Сравнение предложенных схем: общее и различное в звуковой и акрофонической схемах (без термина), где звуки обозначаются рисунками. Роль ударения в словах.

2. Обозначение звука [а] буквой.

— Почему буква а изображена красным цветом? (Она обозначает гласный звук.)

Закрепление зрительного образа печатной буквы А с помощью движений руки (рукодвигательная память).

— Поставьте три точки — ориентиры, помогающие правильно написать печатную заглавную букву А (её начало, конец и место, где буква меняет своё направление). Напишите букву, ориентируясь на образец. Обратите внимание на стрелки.

Самостоятельное написание печатной буквы на свободной строке (можно под счёт “раз, два, три”). Оценка написанного.

Аналогично проводится работа по написанию маленькой печатной буквы а.

3. Физкультминутка. Упражнения для расслабления мелких мышц руки.

4. Письменная строчная буква а. Анализ образца и письмо буквы. Роль наклонной линии и положения тетради. (Тетрадь кладётся на парту так, чтобы её левый нижний угол был направлен к середине груди.)

— Рассмотрите крупный образец письменной буквы а в полосе справа (вверху).

Из скольких элементов состоит буква? Назовите их. (Овал и прямая линия с закруглением внизу.) Обведите образец (копирование крупного образца создаёт дополнительную мотивацию к написанию строчной буквы).

Найдите образцы письменных букв на строке. Для чего даны наклонные линии на строке? (Письменный шрифт при написании слов требует соединения букв и наклонного их написания, поэтому мы учимся писать буквы на строке наклонно.)

Наклонное положение тетради также помогает руке двигаться па строке плавно, не перемещая её после написания каждой буквы. Глазу и руке так работать удобнее, и они помогают друг другу. Для соблюдения наклона и ритма письма дети самостоятельно могут ставить небольшие параллельные линии между буквами.

5. Обобщение правил написания письменной буквы (последовательность действий): положить тетрадь наклонно, правильно держать ручку (образец на с. 3), внимательно рассмотреть элементы, из которых состоит буква, написать её, проверить правильность написания буквы по образцу.

6. Написание элементов строчной буквы а на рабочей строке. Проверка наклона: ориентировка на параллельные наклонные линии.

7. Контроль и самостоятельная оценка работы: подчёркивание букв, написанных красиво.

8. Работа со словом: различение обобщённых и конкретных названий слов. (Понятия “фрукты” и “овощи” и индивидуальные названия: груши, яблоки, бананы...)

Различение значения слова и его звуковой формы с помощью моделей слов. Самостоятельный звуковой анализ слов.

9. Обобщение, осмысление результатов.

— Удалось ли нам достичь целей урока? (Диалог, обмен мнениями.) Чему вы научились? Обоснуйте необходимость наклонного положения тетради и наклонных линий.

Назовите последовательность действий при написании письменных букв (обобщение: положить тетрадь наклонно, правильно держать ручку, выделить элементы буквы, их связь, написать букву, ориентируясь на образец).

Нужен ли самоконтроль при написании букв?

2-й урок

1. Загадка на тему “Угадай, на что похожа буква”. Определение цели урока.

— Отгадайте загадку:

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква ... .

Посмотри на колесо —

И увидишь букву ... .

Эмоциональный настрой на красивое письмо.

Правила посадки за партой; приёмы правильного держания ручки.

2. Задание “Загадки слов”. Сравнение двух схем (звуковой и акрофонической — без термина), общее и различное; слого-звуковой анализ слова “дупло”, выделение ударного слога с гласным звуком [о], его характеристика.

3. Самостоятельное заполнение звуковой схемы слова “сова”. Орфографическое (неорфоэпическое) произнесение этого слова, определение ударного слога.

— Сравните слова “сова” — “совушка”. В каком слове гласный звук [о] будет ударным?

4. Обозначение звука [о] буквой Оо.

— Почему буква о изображена красным цветом? (Она обозначает гласный звук.)

Самостоятельное печатание буквы О. Словесное описание её (овал).

— Рассмотрите образец. Определите место, с которого надо начинать букву. (Точка указывает, откуда начинаем писать букву, а стрелка указывает направление движения.)

— Напечатайте большую и маленькую букву Оо. Подчеркните самую красивую букву (самооценка).

5. Сравнение печатной и письменной буквы. Их особенности.

— Зачем нужен наклон при написании письменных букв? Как помогает наклон тетради при письме? (См. предыдущий урок.)

6. Самостоятельное написание буквы о в полосе на крупном образце справа. Словесное описание движений руки. (Начинаю писать букву о сверху, веду линию вниз по стрелке, закругляю, поворачиваю вправо, вверх и закрываю овал.)

7. Письмо строчной буквы на рабочей строке (можно под счёт). Ориентировка на наклонные линии (или самостоятельно проставленные наклонные палочки).

8. Физкультминутка. Расслабление мелких мышц руки.

Произнесение потешки (И. Демьянов):

“О” охало,

“О” окало

Не на тропе, а около.

Катилось “о”

И охало

Не по тропе, а около.

9. Упражнения на выделение ударного гласного [о] в словах пословицы.

— Ударяйте в ладоши, если в слове есть ударный гласный [о].

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Холода не бойся — сам по пояс мойся.

10. Соединение букв. Упражнение в плавном соединении букв о и а на строке.

11. Диктант.

— Если вы услышите в слове (совы, кони, осы) звук [о], то обозначьте его буквой о и запишите её на свободной строке.

12. Применение полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности.

Работа в паре. Задание внизу читает учитель (с. 8).

— Рассмотрите модели слов. Обсудите, какие знаки (они слева) надо использовать при заполнении звуковых схем.

В каких словах не надо ставить знак ударения? Почему? А где надо поставить знак ударения? Подготовьте общий ответ от вашей пары.






Для любых предложений по сайту: [email protected]