Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Заглавная буква С (с. 23) - 3-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Выделять в словах звуки [с] и [с’]; проводить слогозвуковой анализ слов с этими звуками; характеризовать все звуки в слове (гласные — согласные, твёрдые — мягкие);
б) писать заглавную букву С;
в) определять последовательность действий при написании букв; использовать действие контроля и оценки при написании буквы;
г) читать слова и предложения, написанные письменным шрифтом;
д) работать в паре, соблюдая доброжелательный стиль общения.
Ход урока
1. Игра “Третий лишний” (с. 22). Работа в паре.
Учащиеся вспоминают правила вежливого общения друг с другом (обращаться к собеседнику по имени, выслушивать его, проявляя терпение и спокойствие; чётко формулировать свои вопросы и ответы; находить общие решения; подводить итоги работы).
2. Проверка заполнения звуковых схем, деление слов на слоги, определение ударного слога.
— Почему в словах “свёкла” и “василёк” нет знака ударения? (Ударение всегда падает на букву ё, если она есть в слове; ударение над ней не ставится.)
— Охарактеризуйте звуки [с] и [с’]. Какой буквой на письме они обозначаются? (Буквой с.)
3. Самостоятельное написание строчной буквы с на рабочей строке (с. 23).
4. Сравнение строчной буквы и заглавной буквы, словесное их описание. Самостоятельная запись заглавной буквы С на рабочей строке, самоанализ, установка на исправление недостатков.
5. Письмо заглавной буквы С, слогов и слов с ней. Подчёркивание хорошо написанных букв (самооценка).
6. Слуховой диктант “Не ошибись!”.
Учитель читает предложения, в которых есть слова со звуками [с] и [с’]. Учащиеся обозначают эти звуки буквой Сс и записывают на строке столько букв Сс, сколько слов они услышали. (Надо писать заглавные буквы, если это имена собственные.) Учитель обращает внимание на произношение детей, которые путают звуки [с] и [ш].
— Сене, Соне и Егорке было весело на горке.
Вот две сушки: Нюше и Петруше.
Саша шапкой шишку сшиб.
Вывод: имена людей надо писать с большой буквы.
7. Физкультминутка.
8. Работа с предложением. Анализ предложения. Правила записи предложения на рабочей строке (начало предложения пиши с большой буквы, в конце ставь точку, между словами оставляй пробел). Запись предложения по образцу. Самоконтроль.
Обсуждение последовательности работы с предложением: прочитай всё предложение; определи количество слов в нём; посмотри на заглавную букву в начале предложения и точку в конце; запиши предложение, диктуя себе; проверь написанное.
9. Запись предложений с проговариванием каждого слова.
10. Подведение итогов. — Выполнили ли мы задачи, поставленные на уроке, чему научились?