Книжки - мои друзья (с. 8-9) - 1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Книжки - мои друзья (с. 8-9) - 1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Раскрытие содержания понятия “общение с книгой” на основе практической деятельности учащихся по чтению-рассматриванию книг;

б) расширение круга детского чтения, знание авторов и названий их произведений;

в) формирование основ читательской культуры;

г) развитие воображения, связной речи, обогащение словарного запаса учащихся.

Ход урока

1. Подведение учащихся к теме “Книжки — мои друзья”.

— Отгадайте загадку: “Не дерево, а с листочками. Нет языка, а рассказывает”. (Книжка.) Как вы догадались? (“Листочки” — это книжные листы, “рассказывает” — когда книгу читают.)

— Наш сегодняшний урок посвящён книге. Прочитайте на доске тему “Книжки — мои друзья”. (Сначала задание выполняет ученик, умеющий читать, затем весь класс хором перечитывает тему.)

2. Формирование представлений о том, что значит общение с книгой.

— Почему книги названы друзьями? Когда люди становятся друзьями? (Когда они знакомятся, начинают общаться: играют, рассказывают друг другу что-нибудь интересное, делают что-то сообща, вместе трудятся.) А с книгами разве играют? (Нет, книги читают, и они как будто что-то рассказывают.)

— Значит, книги становятся друзьями, когда с ними начинают общаться.

3. Выяснение имеющегося у детей опыта общения с книгой.

— Вы можете сказать о себе: “Книги — мои друзья”? Вы общаетесь с книгами? Есть ли у вас дома книги и какие? Назовите ваши самые любимые книги. (Учащиеся отвечают на вопросы.)

4. Работа на с. 8. Определение учебных задач урока.

— Откройте “Азбуку”, найдите на с. 8, где записана тема урока. Кто хочет прочитать её? (Имитационное чтение детей, не умеющих читать.)

— Прочитайте значки на полях “Азбуки”. Чему мы будем продолжать учиться? Какой значок вам незнаком? Он означает “Читаем со взрослым”. Вы хотите, чтобы я вам почитала?

5. Обучение детей основам чтения-рассматривания книг.

Учитель заранее готовит выставку детских книг, иллюстрации и текстовые отрывки из которых представлены в “Азбуке”: “Айболит” К. Чуковского, “Мохнатая азбука” Б. Заходера, сборник потешек, например “Детям на потеху”.

Работа по вопросам “Азбуки” выстраивается в русле методики чтения-рассматривания: учащиеся рассматривают иллюстрации, прочитывают соответствующие текстовые отрывки к ним, определяют название произведения и автора (если книга знакома), находят соответствующую книгу на выставке и подтверждают правильность своего ответа, рассматривая обложку, постраничные иллюстрации.

Если произведение К. Чуковского большинство учащихся знают и без труда находят эту книгу на выставке, то для выбора книги Б. Заходера требуется помощь учителя.

— Это стихотворение сочинил писатель Борис Захо- дер. Почему он дал своему герою такое необычное имя? (Непонятно, кто это: забавный человечек или зверюшка. В русском языке не нашлось для него подходящего слова, поэтому автор и назвал его Ктототам.)

После чтения слов Петрушки учитель даёт детям подсказку, из какой книжки он мог появиться.

— Петрушка любит забавлять, потешать детей.

Читается одна из потешек, например:

Ваня, Ваня-простота, купил лошадь без хвоста.

Сел он задом наперёд и поехал в огород.

6. Самостоятельное чтение-рассматривание книг детьми.

Вся последующая работа проводится уже на материале детских книг. Рассматриваются отдельные страницы, читаются и заучиваются текстовые отрывки. При наличии достаточного количества экземпляров отдельных книг можно раздать их детям для рассматривания в парах, группах. Но перед этим формулируется правило по культуре общения с книгой: обращаться бережно, аккуратно, не мять, не рвать и т. п.

7. Работа на с. 9.

Работа носит аналогичный характер и направлена на закрепление полученных детьми представлений о содержании общения с книгой и одновременно на побуждение к такому общению.

Акцент при ответе на вопрос “Как можно подружиться с книгой?” делается на том, что её можно брать в руки, рассматривать, пробовать читать вместе со взрослыми или самим. При ответе на вопрос “Для чего мы читаем книги?” нужно раскрыть разные аспекты значимости чтения: чтобы узнавать много интересного и полезного, получать удовольствие от слушания и чтения, находить себе друзей среди литературных героев.

Чтение-рассматривание книги С. Михалкова “Дядя Стёпа” используется для ответа на вопрос по восприятию стихотворного отрывка: “За что любили дядю Стёпу милиционера ребята со всех дворов?”

Знакомство с содержанием русской народной сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” может быть осуществлено через пересказ её основных эпизодов с помощью детей, которые раньше читали эту сказку, и дополнено элементами инсценирования.

8. Подведение итогов. Установка на дальнейшее чтение-рассматривание книг.

— На уроке у нас не так много времени для общения с книгой. Но это можно сделать на перемене. Я поставлю эти книги на нашу классную книжную полку, и вы сможете рассмотреть их в свободное время, почитать с помощью товарищей.

Общаться с книгой лучше всего дома. Постарайтесь найти время для общения с интересной книгой из вашей домашней библиотеки. Самую любимую книгу можете принести в класс, чтобы мы тоже познакомились с ней.






Для любых предложений по сайту: [email protected]