Повторение — мать учения (с. 10-11) - 8-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 2. Страна АБВГДейка - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Повторение — мать учения (с. 10-11) - 8-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 2. Страна АБВГДейка - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Повторение наиболее важных сведений об изученных буквах;

б) закрепление умения читать слова с изученными буквами в составе предложений;

в) развитие умения работать в группе, воспитание взаимовыручки.

Урок проводится в игровой форме как состязание двух команд. Для уравнивания шансов на победу распределение детей на команды проводится по жребию. Чтобы удобнее было организовать работу по командам (группам), учитель соответствующим образом рассаживает детей.

Ход урока

1. Определение темы, целевой установки урока.

— Откройте “Азбуку”. Прочитайте первое слово в названии страницы. (“Повторение...”) Закончите пословицу хором (“...мать учения”.) Что же нужно сегодня сделать на уроке? (Повторить изученные буквы, правила их чтения.)

— Но повторение сегодня будет не совсем обычным. Любите ли вы спортивные игры? Какие игры с мячом вы знаете? (Футбол, баскетбол, волейбол.) Что означает английское слово ball? (Мяч.) А мы с вами сыграем в “читайбол”. Догадайтесь, как забивается мяч в “читайболе”? За какое умение присуждаются очки? (За умение читать без ошибок, без запинок.) И ещё за умение читать и думать над прочитанным, чтобы ответить на вопросы, рассказать, о чём прочитали.

2. Организация работы.

— Кто из вас окажется в какой команде, решит жребий. Как вы это понимаете? (Надо вытаскивать какой-то предмет: бумажку с записью или палочку.)

— Сегодня будут состязаться две команды: “Буревестник” и “Зимородок”. Кто слышал эти слова и знает их смысл? Чтобы раскрыть смысл слова “буревестник”, его надо произнести по частям: “буре-вестник”. Буревестником называют большую сильную птицу с длинными острыми крыльями, которая без страха летает над волнами океана и своим криком извещает о приближающейся буре. Многие спортивные команды выбирают себе такое название, желая этим сказать: “Мы сильная бесстрашная команда!”

Смысл слова “зимородок” тоже заключён в самом слове: “зимо-родок”. У этой птицы птенцы рождаются в зимние морозы, поэтому название команды “Зимородок” означает: “Мы выносливые, не боимся испытаний”.

— Чтобы тянуть жребий, нужно написать на полосках бумаги первые буквы названий команд. Какие буквы? (Букву Б, так как слово “буревестник” начинается со звука [б], и букву З, так как слово “зимородок” начинается со звука [з’].)

Учитель предлагает учащимся тянуть жребий (вытащить из коробки бумажную полоску с буквой Б или З) и затем соответствующим образом рассаживает детей по командам.

3. Объяснение правил игры.

— Посмотрите, сколько заданий на страницах “Азбуки”. Условия их выполнения такие: готовятся к выполнению задания все члены команды, которые могут советоваться друг с другом. Но отвечать за команду будет тот, кому я брошу мячик. Если тот, кто поймает мячик, не может справиться с вопросом или заданием, он передаёт мячик другому члену команды — тому, кого просит прийти на помощь. После ответа мяч снова возвращается мне как судье, и я решаю, засчитывать очко команде или нет. Каждая команда владеет мячом по очереди.

4. Отгадывание ребусов (по два ребуса каждой команде): “бабочки”, “бутон”, “бинт”, “булавка”.

5. Задание от сороки Риты “Кто быстрее?”.

Чтение слов по строчке каждым членом команды с передачей мяча друг другу. После выполнения задания одной командой мяч переходит к другой команде.

6. Чтение слов “Что кончается на “ка”?”

Слова сначала прочитываются представителем каждой команды, а потом её остальные участники (поочерёдно от каждой команды) добавляют свои слова на “ка”. Побеждает та команда, которая скажет последнее слово.

7. Чтение скороговорки “Котик ниток клубок укатил в уголок...”.

Команды соревнуются в скорости и безошибочности чтения.

8. Чтение слов по подобию: бок — сок.

Сначала слова прочитываются представителями разных команд, затем остальные участники (поочерёдно от каждой команды) называют свои слова, отличающиеся одним согласным звуком (рот, пот, кот, вот...). Побеждает та команда, которая скажет последнее слово.

9. “Какие тут слова?” Составление слов из слогов.

Слова в первом столбике составляет одна команда, а во втором столбике — другая команда.

10. Конкурс словознаек.

— Кто такой “боксёр”? Какие значения есть у этого слова? (Боксёр — спортсмен, занимающийся кулачным боем в специальных перчатках. Боксёр — бойцовая порода собак.)

— Одинаковы ли значения слов “кóсит” и “коси´т”? (Нет. Кóсит — срезает траву косой. Коси´т — значит, “косоглазый”.)

11. Чтение и отгадывание загадок.

Для того чтобы каждой команде досталось по две загадки, недостающую в “Азбуке” четвёртую загадку учитель записывает на доске: “Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками”. (Ёжик.)

12. Чтение учителем скороговорки “Пошёл спозаранку Назар на базар...”.

Заучивание скороговорки каждой командой. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

13. Превращения слов.

— Как получить из слова “Вена” (название города) слово “весна”? (Добавить букву и написать слово с маленькой буквы.) Какое другое значение есть у слова “вена”? (Кровеносный сосуд.) Как пишется это слово?

14. Подведение итогов. Объявление победителей.






Для любых предложений по сайту: [email protected]