Сравнение звуков [д] и [т], [д'] и [т'] (с. 13) - 9-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 2. Страна АБВГДейка - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Сравнение звуков [д] и [т], [д'] и [т'] (с. 13) - 9-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 2. Страна АБВГДейка - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Расширение представления о согласных, парных по звонкости-глухости;

б) наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук;

в) развитие умения делить текст на части.

Ход урока

1. Постановка задачи урока. Сравнение звуков [д] — [т], [д’] — [т’].

— Откройте “Азбуку”. Какие буквы стоят рядом со значком сравнения? Что вам предлагается? (Нам предлагается сравнить звуки, обозначенные этими буквами.) Какие звуки? (Звуки [д] и [д’], звуки [т] и [т’].)

— Произнесите и послушайте звуки [д] — [т]. Какой звук звонкий, а какой звук глухой? А теперь: [д’] — [т’]. Что скажете о них? (Звук [д’] звонкий, а [т’] глухой.) Назовите звонкие звуки. ([д], [д’].) Назовите глухие звуки. ([т], [т’].)

— Какое основное различие между звонкими и глухими согласными? (Звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие — без участия голоса.)

2. Чтение слогов и слов на сопоставление: да — та, ды — ты, до — то...; тон — трон — торт; дом — дам — дым.

3. Упражнение в звуковом анализе слов.

— Прочитайте пары слов. Замена какого звука в слове “Дима” превратила его в слово “Тима”? (Замена звонкого звука [д’] на глухой звук [т’].) С каких парных звуков начинаются слова “друг”, “труд”? (Со звонкого звука [д] и глухого звука [т].)

4. Составление предложения по заданным словам.

— Составьте предложение со словами “друг” и “труд”.

5. Работа над текстом “Кот и дрозды”. Предвосхищение содержания.

— Прочитайте заголовок рассказа. Кто такие “дрозды”? Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что могло приключиться с котом?

6. Подготовка к чтению текста.

Чтение слов в столбике: гнездо — в гнезде, дерево — с дерева.

7. Чтение текста по предложениям, его осмысление.

— Что же приключилось с котом? Как вы понимаете слово “полёт”?

8. Деление текста на части в соотнесении с заданными заголовками.

На доске записан план текста.

1) Гнездо.

2) Дымка залез в гнездо.

3) Драка.

4) Полёт Дымки.

5) Раны кота.

— Чтобы перечитать текст ещё раз по частям, нужно определить, где кончается одна часть и начинается другая. В этом поможет план. Сколько в нём частей? Прочитайте название первой части. Каким предложением начинается эта часть и каким предложением заканчивается?

Дальнейшая работа по делению текста на части проводится аналогично.

9. Наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на парные звуки [т] и [д].

На доске записаны слова “кот”, “дрозд”.

— Одинаковым ли звуком оканчивается каждое слово? (Да, одинаковым: звуком [т].) Одинаковыми ли буквами оканчиваются эти слова? (Разными буквами.) Почему в слове “дрозд” на конце пишется д, хотя слышится [т]? Подсказка есть в названии рассказа. (“Дрозды” — ясно слышится [д] и пишется д.)

10. Чтение скороговорки “Дед Додон в дуду дудел...”. Работа в паре.

11. Подведение итогов. Развитие рефлексии.

— Что важного и интересного для себя вы узнали сегодня на уроке?






Для любых предложений по сайту: [email protected]