Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Сравнение звуков [д] и [т], [д'] и [т'] (с. 13) - 9-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 2. Страна АБВГДейка - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Расширение представления о согласных, парных по звонкости-глухости;
б) наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук;
в) развитие умения делить текст на части.
Ход урока
1. Постановка задачи урока. Сравнение звуков [д] — [т], [д’] — [т’].
— Откройте “Азбуку”. Какие буквы стоят рядом со значком сравнения? Что вам предлагается? (Нам предлагается сравнить звуки, обозначенные этими буквами.) Какие звуки? (Звуки [д] и [д’], звуки [т] и [т’].)
— Произнесите и послушайте звуки [д] — [т]. Какой звук звонкий, а какой звук глухой? А теперь: [д’] — [т’]. Что скажете о них? (Звук [д’] звонкий, а [т’] глухой.) Назовите звонкие звуки. ([д], [д’].) Назовите глухие звуки. ([т], [т’].)
— Какое основное различие между звонкими и глухими согласными? (Звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие — без участия голоса.)
2. Чтение слогов и слов на сопоставление: да — та, ды — ты, до — то...; тон — трон — торт; дом — дам — дым.
3. Упражнение в звуковом анализе слов.
— Прочитайте пары слов. Замена какого звука в слове “Дима” превратила его в слово “Тима”? (Замена звонкого звука [д’] на глухой звук [т’].) С каких парных звуков начинаются слова “друг”, “труд”? (Со звонкого звука [д] и глухого звука [т].)
4. Составление предложения по заданным словам.
— Составьте предложение со словами “друг” и “труд”.
5. Работа над текстом “Кот и дрозды”. Предвосхищение содержания.
— Прочитайте заголовок рассказа. Кто такие “дрозды”? Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что могло приключиться с котом?
6. Подготовка к чтению текста.
Чтение слов в столбике: гнездо — в гнезде, дерево — с дерева.
7. Чтение текста по предложениям, его осмысление.
— Что же приключилось с котом? Как вы понимаете слово “полёт”?
8. Деление текста на части в соотнесении с заданными заголовками.
На доске записан план текста.
1) Гнездо.
2) Дымка залез в гнездо.
3) Драка.
4) Полёт Дымки.
5) Раны кота.
— Чтобы перечитать текст ещё раз по частям, нужно определить, где кончается одна часть и начинается другая. В этом поможет план. Сколько в нём частей? Прочитайте название первой части. Каким предложением начинается эта часть и каким предложением заканчивается?
Дальнейшая работа по делению текста на части проводится аналогично.
9. Наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на парные звуки [т] и [д].
На доске записаны слова “кот”, “дрозд”.
— Одинаковым ли звуком оканчивается каждое слово? (Да, одинаковым: звуком [т].) Одинаковыми ли буквами оканчиваются эти слова? (Разными буквами.) Почему в слове “дрозд” на конце пишется д, хотя слышится [т]? Подсказка есть в названии рассказа. (“Дрозды” — ясно слышится [д] и пишется д.)
10. Чтение скороговорки “Дед Додон в дуду дудел...”. Работа в паре.
11. Подведение итогов. Развитие рефлексии.
— Что важного и интересного для себя вы узнали сегодня на уроке?