Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Буква я после согласных как указатель их мягкости (с. 26-27) - 10-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Закрепление умения читать букву Яя с учётом её позиции в слове;
б) развитие умения составлять рассказ по картинкам с помощью опорных слов;
в) воспитание дружелюбного отношения к окружающим.
Ход урока
1. Целевая установка.
— Будем закреплять знания о правилах чтения буквы Яя и умение читать слова с этой буквой. Что значит закреплять?
2. Разгадывание ребуса “Яма” (с. 24).
— Прежде чем начать работу по новой странице “Азбуки”, выполним задание на предыдущей странице. Разгадайте ребус.
3. Работа с разрезной азбукой (печатание).
— Аня и Ваня просят вас составить их имена из букв. Кто хочет выполнить их просьбу? (Объяснение учащимися правила использования буквы я для обозначения мягкости предшествующего согласного и гласного звука [а].)
4. Работа на с. 26. Упражнение в чтении слогов с буквами а и я.
— Вывод после чтения: буква я — показатель мягкости предшествующего согласного.
5. Работа в паре. “Кто быстрее?”
Чтение слов: мал — мял, вал — вял...
6. Чтение на соотнесение слогов и слов: ба — бя, изба — ребята.
Чтение проводится в форме игры. Выбирается ведущий, который читает любой из заданных слогов. Кто первым прочитывает слово на заданный слог, тот становится ведущим и предлагает свой слог для чтения слова.
7. Упражнение на внимание “Где кто?”.
Учащиеся по облику девочек определяют недостающее имя. (Соня.)
8. Рассказ по картинкам и опорным словам.
— Рассмотрите, кто изображён на картинках. Прочитайте, кто эти девочки. Что произошло между ними? Придумайте рассказ с помощью слов, расположенных под картинками.
Прочитайте первые три слова. (Кубики, буквы, сестрёнка.) Как можно начать рассказ? (Таня играла кубиками с буквами, она составляла слова из кубиков. А на младшую сестрёнку Зою она не обращала никакого внимания.) Прочитайте следующие два слова. (Ссора, игра.) Как с их помощью можно продолжить рассказ по второй картинке? (Из-за этого между сестрёнками произошла ссора. Игра в кубики прекратилась.)
Работа продолжается по заданному образцу.
9. Обращение к личному опыту учащихся.
— Всегда ли вы внимательны по отношению к тем, кто находится с вами рядом? Как пытаетесь предотвращать ссоры?
10. Самостоятельное чтение учащимися рассказа Л. Толстого “Варя”.
— Чтобы проверить себя в умении читать букву я, прочитайте рассказ самостоятельно.
Проверяем, как вы справились с чтением рассказа.
11. Анализ содержания прочитанного.
— Какой можно назвать девочку Варю, почему? (Доброй, дружелюбной и т. п.)
12. Чтение и объяснение смысла пословиц.
— Чему учат эти пословицы?
13. Подведение итогов.
— Правила чтения какой буквы вы закрепили на уроке? Чему вы ещё научились, кроме чтения слов с буквой я?