Знакомство с учебником. Виды речи

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Знакомство с учебником. Виды речи

ЦЕЛИ УРОКА: ознакомить с учебником, его содержанием и структурой; воспроизвести представления о речи и её значении в жизни человека; ввести в лексику определения понятий «устная речь», «письменная речь», «речь внутренняя».

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся познакомятся с содержанием и структурой учебника русского языка, с понятием речи и её значением в жизни человека.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Отгадайте загадку.

Тридцать три сестрички

Ростом невелички,

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет. (Алфавит)

— О каком секрете говорится в загадке?

Определите, какая буква стоит в указанном месте алфавита. Запишите буквы в соответствующие клеточки. Прочитайте тему нашего урока.

Первое слово:

Первая буква занимает третье место в алфавите.

Вторая буква находится на расстоянии семи шагов вперёд.

Вернитесь на пять шагов назад и вы узнаете третью букву в слове. Четвёртая буква слова занимает пятое место с конца алфавита.

Второе слово:

Первая буква второго слова стоит в алфавите между буквами П и С. Вторая буква занимает место за буквой Д.

Найдите в алфавите букву, которая предшествует букве Ш. Это третья буква второго слова.

Последняя буква слова занимает в алфавите десятое место.

Ключевые слова: виды речи.


2. Целеполагание

Работа по учебнику на с. 3-5.

— Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение).

Чтение обращения авторов к первоклассникам (с. 3).

Беседа.

Как называется новый учебник?

Чему будет учить вас этот учебник?

На странице 4 рассмотрите условные обозначения, которые помогут вам ориентироваться на страницах учебника.

Прочитайте название раздела. (Наша речь.)

Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем, чему будем учиться в этом разделе.)

Прочитайте, что мы вспомним, что узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь».

Учащиеся знакомятся с информацией на с. 5: Вспомним узнаем ..., будем учиться ...

Работа по учебнику (с. 6).

— Прочитайте тему нашего урока. («Виды речи».)

Определите учебно-познавательную задачу. (Какая бывает речь?)


3. Работа по теме урока

Работа по учебнику

С. 6, упр. 1. Соотнесение схемы, рисунков и записей в схеме.

— Какая бывает речь?

Вспомните, что вы знаете о речи. Подготовьтесь рассказать.

В каких случаях человеком осуществляется слушание? говорение? чтение? письмо?

В каких случаях человек использует речь про себя?

Подумайте, кто может обладать речью? (Только человек обладает даром речи, даром слова; общаясь, человек выбирает из «кладовой» языка нужные слова, составляет из них предложения, для того чтобы правильно выразить свою мысль и быть понятым собеседником.)

Списывание с доски предложения.

Только человек обладает даром речи.

Работа по учебнику. С. 6, упр. 2.

— Прочитайте.

Что вы узнали о видах речи?

Вспомните, когда на уроке мы пользовались устной речью? Речью про себя? Письменной речью?

Что такое устная речь? письменная речь? внутренняя речь?

Выполнение заданий в рабочей тетради С. 3, упр. 1 —устно.

С. 3, упр. 2 — письменно.


4. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику. С. 7, упр. 3. Выполнение заданий к упражнению (устно).

Работа с памяткой «Как научиться правильно списывать предложения» (учебник, с. 132).

Чтение рубрики «Обрати внимание!» (учебник, с. 7).


5. Самостоятельная работа

Работа по учебнику. С. 7, упр. 3. Списывание высказывания Л. Успенского.

Способ проверки: самопроверка.


6. Домашнее задание

Выполнить по учебнику упр. 1 на с. 6.


7. Подведение итогов урока

— Для чего нужна речь в нашей жизни?

В чем особенности устной и письменной речи?

А что такое мысленная речь?

Часто ли мы пользуемся в жизни мысленной речью?

Какая речь возникла раньше — устная или письменная?






Для любых предложений по сайту: [email protected]