Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова

ЦЕЛИ УРОКА: уточнить представление об однозначных и многозначных словах, учить различать эти слова в речи, развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся научатся различать однозначные и многозначные слова в речи.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 16, упр. 31.

— Прочитайте слова, которыми вы дополнили каждую группу слов.

Какое общее название для групп вы предложили? (Растения.) Прочитайте предложения, которые вы составили. Постарайтесь определить в предложениях грамматическую основу.


2. Актуализация знаний

Воспроизведение знаний о том, что означают однозначные и многозначные слова.

— Прочитайте слова. Укажите слова, которые могут обозначать два разных предмета.

Ромашка, ключ, берёза, норка, арбуз, лисички.

— Соотнесите слова с картинками.

На доске предметные картинки: цветок ромашка, ключ гаечный, ключ от замка, ключ — родник, дерево берёза, ягода арбуз, лисички — звери, лисички — грибы.

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 17, упр. 32.

— Прочитайте стихотворение. Поставьте пропущенные знаки препинания. Объясните значение выделенных слов.


3. Целеполагание

— Сформулируйте тему нашего урока. (Слово и его значение.) Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что такое однозначные и многозначные слова.)


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 47, упр. 58.

Уточнение представлений о многозначных и однозначных словах. Составление и запись предложений с многозначными словами.

Работа по учебнику. С. 48, упр. 59.

Работа со схемой.

Обсуждение: какие значения есть у слов звезда, хвост, язык? Что означают однозначные слова ландыш, берёза, звезда, язык, иглы? Составление (устно) предложения с любым многозначным словом.

Работа по учебнику. С. 48, упр. 60.

Чтение учителем отрывка из стихотворения В. Остена.

Устное выполнение задания упражнения.

Словарная работа.

Орфоэпическое и орфографическое проговаривание слов дорога, дорожка, дороженька, выделение непроверяемой гласной о в первом слоге. Запись предложения со словом дорога под диктовку: Мы ехали по железной дороге.

Определение: что означает словосочетание железная дорога? Выделение в предложении главных членов: подлежащего и сказуемого.

Работа по учебнику. С. 49, упр. 61.

Выделение многозначных слов в предложениях, объяснение их значений по толковому словарю (учебник, с. 138-139). Запись пары предложений по выбору. Выделение грамматической основы в каждом из выписанных предложений.

— Подумайте, о ком или о чём можно сказать, используя в речи одно из данных слов. Составьте предложение с любым словом.

Золотой, идёт, плывёт, молния, язык, играет.


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Запись слов по их лексическому значению:

1) лиственное дерево с белой корой (берёза),

2) первый месяц осени (сентябрь),

3) слово-приветствие при встрече (здравствуйте),

4) слово, близкое по значению слову скоро (быстро),

5) небольшие плоды кустарников и трав (ягоды),

6) инструмент для копания земли с длинной ручкой и широким концом (лопата).


6. Самостоятельная работа

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 18, упр. 35.

— Подчеркните многозначные слова. Составьте и запишите с одним из слов предложение.

Работа в парах.

— Объясните своему соседу по парте написание выделенных букв в словах стихотворения А. Шибаева.


7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 35 на с. 18.


8. Подведение итогов урока

— Объясните, что такое многозначные и однозначные слова. Почему эти слова так называются?

Где можно уточнить, какое слово однозначное, а какое — многозначное?






Для любых предложений по сайту: [email protected]