Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Предложение как единица речи, его назначение и признаки
ЦЕЛИ УРОКА: воспроизвести знания учащихся о признаках предложения, учить отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение, употреблять заглавную букву в начале предложения, определять границы предложения в деформированном тексте.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся научатся отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение, определять границы предложения в деформированном тексте.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Задание по рабочей тетради на с. 8, упр. 12.
— На какие части вы разделили текст? Прочитайте начало текста, основную часть, концовку. Предложите свой заголовок текста.
2. Актуализация знаний
Словарный диктант с комментированием.
На доске цветок ромашка. На лепестках цветка написаны номера, которые соответствуют порядковым номерам слов в кроссворде, а с обратной стороны — слова. Ученик «срывает» лепесток, читает слово, с комментированием записывает слово в клетки кроссворда. Остальные учащиеся записывают слова в тетради.
— Какое слово «лишнее»? Обоснуйте свой ответ. («Лишнее» слово жираф, так как все остальные слова являются словарными.)
Прочитайте ключевое слово. (Предложение.)
3. Целеполагание
Работа по учебнику на с. 23, 24.
— Мы начинаем изучение нового раздела «Предложение». Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
Определите учебно-познавательную задачу урока (Что такое предложение?)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 24, упр. 20.
— Прочитайте. Определите, где записано предложение. Постарайтесь обосновать свой ответ.
Спишите предложение.
Прочитайте рубрику «Сведения о языке». Что такое предложение? Определите главную мысль предложения. Постарайтесь объяснить, как вы это понимаете.
Словарная работа.
— Какое новое словарное слово встретилось в предложении? (Родина.)
Чтение стихотворения 3. Александровой «Родина» заранее подготовленным учеником.
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Уточнение значения слова, объяснение написания слова в узком смысле (родина — это место, где ты родился) и в широком (Родина — Отчизна). Запись слова в тетрадь. Составление предложения с этим словом.
Работа по учебнику. С. 24, упр. 21.
Работа в парах.
На столах у учащихся карточки с записями. Учащиеся должны прочитать и обсудить: что является предложением, а что набором слов.
Составление предложений по сюжетной картинке. (Сюжетную картинку учитель вправе выбрать самостоятельно.)
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа по индивидуальным карточкам.
— Выберите предложения на тему «Цыплёнок и его мама», расположите эти предложения так, чтобы получился текст. «Лишние» предложения зачеркните.
[ ] Под дубом рос белый гриб.
[ ] И была у него мама.
[ ] Жил на свете цыплёнок.
[ ] Ястреб свил гнездо на вершине сосны.
[ ] Он был маленький.
[ ] Мама очень любила цыплёнка.
Способ проверки: фронтальный опрос. Учитель может выполнить выборочную проверку выполненного задания.
6. Самостоятельная работа
Работа по индивидуальным карточкам (продолжение).
— Придумайте заголовок к тексту. Спишите полученный текст.
7. Домашнее задание
Выполните упр. 14 на с. 9 в рабочей тетради.
8. Подведение итогов урока
— Что такое предложение?
Расскажите, как в устной речи различить предложения.
Как различить предложения в письменной речи?