Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи

ЦЕЛИ УРОКА: дать общее представление об именах существительных, их признаках; учить различать имена существительные по вопросам и общим лексическим значениям, развивать умение воспроизводить лексическое значение слова.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся получат первоначальные умения определять имена существительные по вопросам и общим лексическим значениям.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильного подбора слов — названий предметов, признаков и действий.


2. Актуализация знаний

— Прочитайте слово по стрелочке.



Ключевое слово: существительное.

Имя существительное

Очень удивительное,

На вопросы; кто? и что?

Отвечать оно должно.


3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 44.

— Прочитайте тему нашего урока. (Имя существительное.)

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что такое имя существительное?)


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 44. Рассматривание рисунков. Выполнение заданий к упражнению. Чтение записанных слов вместе с вопросом. Определение слов, к которым можно поставить вопросы кто? или что?

Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник, с. 45). Чтение определения имени существительного. Подбор слов, которые соотносятся с вопросами кто? что?

Работа по учебнику. С. 45, упр. 75. Выполнение заданий к упражнению. Уточнение: имена существительные — это слова, обозначающие людей, животных, растения, вещи. Ко всем словам, называющим эти предметы, можно поставить вопрос кто? или что?

Работа по учебнику. С. 45, упр. 76. Чтение пословиц о зимних месяцах. Выяснение значений слов февраль и январь. Устное выполнение заданий к упражнению. Уточнение: имена существительные могут отвечать не только на вопросы кто? что?, но и на другие вопросы — кого? чего? Запись в тетрадь любой пословицы по выбору. Обобщение: названия месяцев года, времён года — это тоже имена существительные.

Словарная работа.

Работа со словами январь, февраль. Запись слов, деление слов на слоги. Объяснение написания слов на изученные орфограммы: Январю — морозы, февралю — метели.

Работа по учебнику. С. 46, упр. 77. Выразительное чтение стихотворных строк. Нахождение имён существительных, выяснение, по каким признакам их различили. Определение значений синонимов (вьюга — пурга), прямого и переносного значений слов (пряжа, пух, пушистый). Обобщение: названия явлений природы — это тоже имена существительные.


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Словарная работа.

— Восстановите пословицы и фразеологизмы со словарными словами. Спишите, изменяя форму словарных слов.

Запись на доске:

Невелик ..., да краснеет нос. (М_роз)

... любит чистоту. (П_суда)

Нет ничего Kpaute, чем ... наше. (Р_дина)

... — всем ... мать. (М_сква, г_р_дам)

Крепкую дружбу и ... не разрубишь. (Т_пop)


6. Самостоятельная работа

Выполнение в рабочей тетради упр. 50 на с. 24. Восстановление стихотворных строк. Подчёркивание имён существительных.


7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 51 на с. 24.


8. Подведение итогов урока

— Что такое имя существительное?

Что может обозначать (называть) имя существительное? На какой вопрос отвечает эта часть речи?






Для любых предложений по сайту: [email protected]