Что такое текст-рассуждение - ЧАСТИ РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Что такое текст-рассуждение - ЧАСТИ РЕЧИ

Цель: дать понятие о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять вид текста (описание, повествование или рассуждение); составлять текст-рассуждение; применять правила правописания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

— Закончите стихотворение.

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня...

(Поступает в первый класс).

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу...

(Потому что он хороший).

А. Барто

— В стихотворении есть новое словарное слово потому что. В чем особенность этого слова? (Оно пишется раздельно, в два слова.)

Точно так же в два слова пишется так как.

— Запишите эти слова, запомните их написание.

2. Орфографическая минутка

(На доске записаны слова.)

Футбол, хоккей, волейбол, городки, лапта, баскетбол, теннис.

— Прочитайте названия спортивных игр.

— Спишите названия в алфавитном порядке. Допишите название еще одной спортивной игры.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Куница — зверек хищный. Гибкая, ловкая, быстрая, она хорошо лазает по деревьям, отлично бегает по земле.

— Прочитайте текст.

— Определите вид теста. (Текст-описание.)

— Докажите. (Описан внешний вид, особенности поведения животного. В тексте много прилагательных.)

К этому тексту можно поставить вопрос какой предмет?.

— Прочитайте еще один текст.

Еще зимой в трескучие морозы у медведицы рождаются медвежата. Они маленькие, с рукавичку, и мать еще в берлоге кормит их молоком.

— Определите вид теста. (Текст-повествование.)

— Докажите. (Рассказывается о событиях и действиях.)

К этому тексту можно поставить вопрос что произошло?.

— Прочитайте третий текст.

Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему?

Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звездочек. А так как ломается их сразу очень много — вот мы и слышим треск.

К этому тексту можно поставить вопрос почему? Это текст-рассуждение. Рассуждение — это объяснение какого-либо явления.

— Назовите тему урока.

IV. Работа по теме урока

Упр. 180 (с. 105).

(Устное выполнение с комментированием.)

— Найдите в тексте-рассуждении три части:

1. Мысль, требующую доказательств. (Сова — уникальная птица.)

2. Объяснение, доказательство (Оба глаза “на лице”, поворачивает голову, летает бесшумно, видит и днем, и ночью.)

3. Вывод. (Сова — птица-чудо.)

V. Физкультминутка

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь,

Ну а потом я вырасту,

До лампы дотянусь.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 181 (с. 106).

(Устное выполнение с комментированием.)

VII. Рефлексия

Карточка

1. Соедини тип текста и вопрос, на который он отвечает.

Текст-описание     Что произошло?

Текст-повествование Какой?

Текст-рассуждение    Почему?

2. Приведи примеры своих текстов.

VIII. Подведение итогов урока

— С каким текстом мы познакомились?

— На какой вопрос отвечает текст-рассуждение?

— Из каких частей состоит?

Домашнее задание

Выполнить упр. 182 (с. 106).






Для любых предложений по сайту: [email protected]