Что такое второстепенные члены предложения - ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Что такое второстепенные члены предложения - ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: познакомить с термином второстепенные члены предложения; научить находить второстепенные члены предложения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: лента “светофор”.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

— Запишите предложение под диктовку.

Чем меньше слов, тем больше дров.

— Как понимаете поговорку? (Меньше разговариваешь, больше выполнишь работы.)

— Какие знакомые орфограммы здесь встретились? (Парные согласные на конце слова: слов — слова, дров — дрова. Мягкий знак— показатель мягкости: меньше, больше.)

— Подчеркните в словах: вариант I — звонкие согласные, вариант II — глухие согласные.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

— Для чего нужно уметь находить парные глухие согласные? (Это орфограмма, опасное место. Слышим не так, как пишем.)

2. Словарная работа

(На доске запись.)

РЧИСУШНЦОК

— Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие непарные глухие звуки, и узнаете, написание какого слова нужно запомнить сегодня на уроке.

— Итак, это слово рисунок. Объясните значение слова. (Изображение какого-то предмета, сделанное карандашом, фломастерами, красками и т.д.)

— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

— Как называется маленький рисунок? (Рисуночек.)

— Запишите это слово.

— Вы берете краски, карандаши и начинаете... (рисовать).

— Запишите слово в тетрадь.

— Какие герои во всех мультфильмах? (Нарисованные.)

— Спишите это слово с доски.

— Во всех этих словах после буквы Р написана буква И. Подчеркните ее. Запомните, как пишутся эти слова.

III. Самоопределение к деятельности

— Что дети делают на уроке рисования? (Дети рисуют.)

— Запишите это предложение.

— О ком говорится в предложении? (О детях.)

— Что говорится о детях? (Они рисуют.)

— Что мы записали? (Предложение.)

— Назовите главные члены этого предложения. (Дети рисуют.)

— Послушайте мое предложение: “Дети рисуют красиво”. Чем оно отличается от того, которое мы написали? (Появилось еще одно слово.)

— Для чего я его добавила? (Чтобы сказать, как рисуют дети, уточнить смысл предложения.)

— Кто может еще добавить слова и уточнить смысл предложения? (Дети добавляют слова в предложение. Возможный вариант предложения: “На уроке рисования в школе дети очень красиво рисуют цветы”.)

— Могут ли быть в предложении другие слова, кроме главных членов? Да.)

— Сегодня на уроке мы узнаем, как называются эти слова.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 31 и прочитайте, что мы сегодня на уроке узнаем. (Что такое второстепенные члены предложения.)

— Кто уже догадался, как называются все остальные слова в предложении, кроме главных членов? (Второстепенные члены предложения.)

Упр. 33 (с. 31).

— Чем отличается слово паучок от слова паук? (Паучок маленький, так называют ласково паука.)

— Какой по размеру гамачок? (Маленький.)

— Докажите, что выделенные слова — основа. (Если убрать ее, смысл предложения непонятен.)

(Фронтальная работа. Ответы на вопросы упражнения.)

— Прочитайте правило на с. 31 самостоятельно.

— Для чего нужны второстепенные члены предложения? (Они поясняют главные члены.)

V. Физкультминутка

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два...

(Встать из-за парт.)

Он назад поплыл сначала.

Раз, два.

(Шаги назад.)

А потом поплыл вперед.

Раз, два.

(Шаги вперед.)

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

(Волнообразные движения руками.)

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 34 (с. 31).

— Прочитайте задание. Какое задание нужно выполнить устно? Ответьте на вопросы.

— Назовите основу первого предложения. (Ветерок веет.)

— Поставьте вопрос к слову тихо. (Веет (как?) тихо.)

— На какой вопрос отвечает слово осенний? (Ветерок (какой?) осенний.)

(Второе и третье предложения учащиеся разбирают в парах.)

— Кто разберет второе предложение? (Один ученик отвечает.)

— У кого такой же разбор?

(Аналогично проводят разбор третьего предложения.)

— Спишите предложения.

VII. Рефлексия

(Графический диктант. Учащиеся ставят “+”, если согласны с утверждением, и ставят “—”, если не согласны.)

1) В предложении “По ясному небу неслись легкие облака” говорится о небе.

2) В предложении “Пчела брала мед с цветка” основа — пчела брала.

3) В предложении “Муравей тащил травинку” второстепенный член предложения — муравей.

4) В предложении “Дети пришли в рощу” слово рощу отвечает на вопрос куда ?.

5) В предложении “Свистит иволга” нет второстепенных членов предложения.

Ответ: —, +, —, +, +.

(Самопроверка, самооценка с помощью “светофора”.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что такое второстепенные члены предложения? (Все слова в предложении, кроме основы.)

— Для чего они нужны? (Поясняют и уточняют главные члены предложения.)

Домашнее задание

1. Выучить правило.

2. Составить и записать предложение со словом рисунок.






Для любых предложений по сайту: [email protected]