Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова - Урок 2 - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА
Цели: формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.
— Прочитайте скороговорку.
— Представьте картину, описанную в скороговорке.
— Что делал кот? (Молоко лакал.)
— Какие буквы запоминаем в слове молоко? (Три буквы О.)
— Назовите безударную гласную в слове лакал. (А.)
— Прочитайте слова так, как они написаны, — орфографически.
— Повторите первую строку соседу по парте.
(Вторая строка разбирается аналогично.)
— Запишите скороговорку.
— Сверьте написанное с образцом.
III. Работа по теме урока
(На доске запись.)
Писать — ..ель .
Пожар — ..ный .
Учить — ..тель
Рыба — ..лка
Летать — ..чик .
Зонт — ..ик
— Образуйте однокоренные слова от данных слов.
— Назовите в словах корень.
— Что такое корень? (Самая главная часть в слове.)
Упр. 89 (с. 63).
— Прочитайте и ответьте на вопросы.
— Чем похожи слова? (Это словарные слова.)
— Какая буква пропущена в каждом из слов?
— Запишите слова, подчеркните букву, которую вставили.
— Выделите корень в однокоренных словах.
IV. Физкультминутка
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Раз-два, раз-два,
И за парты нам пора.
V. Закрепление изученного материала
Упр. 90 (с. 63).
— Прочитайте задание.
— По каким признакам будете искать однокоренные слова? (Сначала смотрим, есть ли у слов общая часть. Потом проверяем, близки ли они по смыслу.)
(Самостоятельная работа. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)
Упр. 91 (с. 63).
— Прочитайте слова. Чем они похожи? (Они обозначают предметы, в которые что-то кладут.)
— По какому признаку нужно подобрать однокоренные слова? (Нужно вспомнить, что хранят в этом предмете.)
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
VI. Рефлексия
Упр. 94 (с. 64).
— Прочитайте задание.
— Сколько разных заданий в этом упражнении? (Три.)
— Что будете делать сначала? (Выпишем однокоренные слова, обозначим корень.)
— Что будете выписывать во вторую строку? (Синонимы.)
— Что такое синонимы? (Слова, близкие по значению.)
— Что такое антонимы? (Слова с противоположным значением.)
— Выпишите их в третью строку.
(Самопроверка. Сверка с образцом, который записан на обратной стороне доски. Самооценка.)
“!” — нет ошибок, молодец.
“+” — одно из заданий выполнено неверно, нужно быть внимательнее.
“_” _ с работой не справился, много ошибок.
VII. Подведение итогов урока
— Назовите тему сегодняшнего урока. (Корень, однокоренные слова.)
— Зачем нужно умение находить однокоренные слова? (Дети высказывают свои предположения.)
— Это умение нам поможет писать грамотно. Как? Вы узнаете на следующих уроках.
Домашнее задание
Выполнить упр. 92 (с. 64).
Программный уровень. Упр. 93 (с. 64).