Что такое текст - ТЕКСТ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Что такое текст - ТЕКСТ

Цели: повторить признаки текста; научить детей определять тему текста.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложение и группу предложений; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Оборудование: рисунки с изображением птиц (сорока, ворона, воробей, синица).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Молчанка”.

(Учитель молча показывает рисунки с изображением птиц, дети записывают слова: воробей, сорока, ворона, синица.)

— Поставьте ударение, подчеркните букву, которую мы запоминали.

— А теперь новое задание. Соедините названия птиц и звуки, которые эти птицы издают.

(На доске запись.)

Воробей свистит.

Сорока каркает.

Ворона стрекочет.

Синица чирикает.

— Запишите полученные пары. Прочитайте, что у вас получилось. (Воробей чирикает. Сорока стрекочет. Ворона каркает. Синица свистит.)

— Что вы записали? (Предложения.)

— Докажите. (Можно сказать, о ком говорится в предложении и что говорится о нем.)

III. Самоопределение к деятельности

— Расскажите о любой из этих птиц.

(Отвечают 2—3 учащихся.)

— Что вы составили? (Рассказ.)

— Каким словом можно заменить слово рассказ, вы узнаете, если из цепочки мысленно уберете все буквы, обозначающие звонкие согласные буквы.

ЗВТРЕЛКМСЖТЗ

Итак, тема нашего урока — текст.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 15.

— Прочитайте, что мы должны вспомнить, узнать при изучении этой темы, чему научиться.

— Откройте учебник нас. 16 и прочитайте вопрос, на который мы должны дать сегодня ответ. (Что такое текст?)

Упр. 12 (с. 16).

— Прочитайте.

— Под каким пунктом записаны слова? предложение? текст? Обоснуйте свое мнение. (1 — слова, так как записаны через запятую и не связаны между собой; 2 — предложения, так как слова в них связаны между собой по смыслу, можно сказать, о ком или о чем говорится, но предложения нельзя объединить общей темой; 3 — текст, так как записаны предложения, которые связаны общим смыслом.)

— Прочитайте текст и назовите его тему. (Как выглядят свиристели.)

— Озаглавьте текст. (“Свиристели”. “Стайка на ветвях рябины”.)

— Прочитайте первое предложение текста. В каком слове буквы выделены? Какие буквы нужно запомнить в слове свиристели?

— Откройте памятку на с. 132. Спишите первое предложение текста.

(Проверка — обмен тетрадями.)

“!” — молодец, внимательно и аккуратно списал.

“+” — нужно еще постараться, есть ошибка или работа небрежная.

“—” — у тебя не получилось списать без ошибок.

— Сделайте вывод: что такое текст? (Ответы детей.)

V. Физкультминутка

(При чтении стихотворения учащиеся показывают руками лево и право.)

Это — правая рука,

Это — левая рука.

Справа — шумная дубрава,

Слева — быстрая река.

Справа — роща протянулась,

Слева — чей-то огород...

А когда я обернулась,

(Повернуться.)

Стало все наоборот.

Слева стала вдруг дубрава,

Справа — быстрая река...

Неужели стала правой

Моя левая рука?

С. Долженко

VI. Закрепление изученного материала

— Прочитайте правило на с. 17 и скажите: все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос.)

— Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой и связанных по смыслу.)

— Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив упр. 13.

Упр. 13 (с. 17).

— Прочитайте.

(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)

— Что прочитали? (Текст.)

— Докажите свое мнение. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу.)

— О ком говорится в тексте? (О петушках.) Это тема текста.

— Объясните значение выделенных словосочетаний. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожиданно, внезапно.)

— Придумайте заголовок к тексту. (“Два петушка”.)

— Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение.)

(Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфографически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.)

— Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей.)

— Проверьте свое предположение, прочитайте правило на с. 18.

VII. Рефлексия

Упр. 14 (с. 18).

— Прочитайте задание. Скажите, как будете выполнять упражнение. (Прочитаем текст, выберем только те предложения, которые могут составлять текст.)

— Что такое текст? (Несколько предложений, связанных по смыслу и имеющих общую тему.)

— Поднимите руку те, кто сам может выполнить задание. Приступайте к выполнению задания.

(Остальным детям учитель дает карточку-подсказку: “Тема текста — ласточки и стриж”.)

— Кто теперь сможет выполнить задание? Приступайте к выполнению задания.

— Кто не может выполнить задание? (Учитель помогает индивидуально.)

(Фронтальная проверка. Дети читают получившийся текст.) (Дополнительное задание для учеников, которые составили текст раньше других: придумать заголовок к тексту.)

— Оцените свою работу.

“!” — молодец, выполнил все верно.

“+” — хорошо, ошибся совсем немного.

“—” — с заданием не справился.

VIII. Подведение итогов урока

— Чем отличается группа предложений от текста? (В тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)

— Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.)

Домашнее задание

Необходимый уровень. Списать оставшиеся предложения из упр. 14 (с. 18).

Программный уровень. Списать первое предложение из упр. 14 (с. 18). Написать еще 2 предложения, чтобы получился текст.






Для любых предложений по сайту: [email protected]