Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих - Урок 2 - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ
Цели: систематизировать и уточнить знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать парные звонкие и глухие согласные звуки русского языка; составлять пары согласных по звонкости-глухости; подбирать примеры слов с парными согласными в словах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
— Отгадайте загадки, отгадки запишите и подчеркните орфограммы.
Умный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке.
По белому полю пройдет —
Каждый след его поймет. (Карандаш.)
То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь.)
У тебя своя кроватка,
Где ты выспался в тиши.
А в ... дремлют сладко
Ручки и карандаши. (Пенал.)
Кланяется, кланяется,
А придет домой — растянется. (Топор.)
— Какое слово лишнее? (Топор.)
— Что общего у оставшихся слов? (Это школьные принадлежности.)
— Назовите слова со звонкими согласными звуками на конце. (Топор, пенал.)
— В каких словах на конце произносятся глухие согласные звуки? (Карандаш, тетрадь.)
2. Орфографическая минутка
(На доске запись.)
лы, щу, пру, ка, жи, на, лок, но, чу.
— Прочитайте слоги. Составьте из них как можно больше слов.
— Обозначьте орфограмму.
III. Самоопределение к деятельности
— Разгадайте шараду.
Когда я с Д, меня сорвут,
Когда я с Т, на мне плывут. (Плод — плот.)
— Сделаем звуко-буквенный анализ слова плод. (В этом слове один слог, он ударный. Звук [П] согласный, твердый, глухой. Обозначен буквой “пэ”. Звук [Л] согласный, твердый, звонкий, обозначен буквой “эль”. Звук [О] гласный, ударный. Звук [Т] согласный, твердый, глухой. Обозначен буквой Д.)
— Запишите несоответствие: [Т] Д.
Мы записали пару согласных по звонкости-глухости. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими парными согласными.
IV. Работа по теме урока
Упр. 26 (с. 17).
— Прочитайте парные твердые согласные, парные мягкие согласные.
— Сколько всего парных согласных по звон кости-глухости в русском языке?
(Выполняется с комментированием.)
V. Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 27(с. 17).
(Работа в парах. Проводится самопроверка. Один ученик читает слова, учащиеся проверяют записи в тетрадях.)
Упр. 28 (с. 18).
(Выполняется самостоятельно. Проводится проверка звукобуквенного разбора.)
VII. Рефлексия
Карточка
1. Соедини линией слова с парными согласными по звонкости-глухости в начале слова.
2. Допиши пару: [Б] - [...], [Д] - [...], [3] - [...], [В] - [...].
(Самопроверка. Ученики проверяют решение по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом. Затем снова меняются и оценивают себя с помощью “светофора”.
Также можно использовать КИМы (тест 5, с. 22).)
VIII. Подведение итогов урока
— Как называются согласные, с которыми мы познакомились на уроке?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Где допустили ошибки?
Домашнее задание
Придумать три пары слов с парными согласными, записать на отдельных листочках.