Как отличить звонкие согласные звуки от глухих - Урок 2 - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих - Урок 2 - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ

Цели: систематизировать и уточнить знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать парные звонкие и глухие согласные звуки русского языка; составлять пары согласных по звонкости-глухости; подбирать примеры слов с парными согласными в словах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

— Отгадайте загадки, отгадки запишите и подчеркните орфограммы.

Умный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке.

По белому полю пройдет —

Каждый след его поймет. (Карандаш.)

То я в клетку, то в линейку.

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (Тетрадь.)

У тебя своя кроватка,

Где ты выспался в тиши.

А в ... дремлют сладко

Ручки и карандаши. (Пенал.)

Кланяется, кланяется,

А придет домой — растянется. (Топор.)

— Какое слово лишнее? (Топор.)

— Что общего у оставшихся слов? (Это школьные принадлежности.)

— Назовите слова со звонкими согласными звуками на конце. (Топор, пенал.)

— В каких словах на конце произносятся глухие согласные звуки? (Карандаш, тетрадь.)

2. Орфографическая минутка

(На доске запись.)

лы, щу, пру, ка, жи, на, лок, но, чу.

— Прочитайте слоги. Составьте из них как можно больше слов.

— Обозначьте орфограмму.

III. Самоопределение к деятельности

— Разгадайте шараду.

Когда я с Д, меня сорвут,

Когда я с Т, на мне плывут. (Плод — плот.)

— Сделаем звуко-буквенный анализ слова плод. (В этом слове один слог, он ударный. Звук [П] согласный, твердый, глухой. Обозначен буквой “пэ”. Звук [Л] согласный, твердый, звонкий, обозначен буквой “эль”. Звук [О] гласный, ударный. Звук [Т] согласный, твердый, глухой. Обозначен буквой Д.)

— Запишите несоответствие: [Т] Д.

Мы записали пару согласных по звонкости-глухости. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими парными согласными.

IV. Работа по теме урока

Упр. 26 (с. 17).

— Прочитайте парные твердые согласные, парные мягкие согласные.

— Сколько всего парных согласных по звон кости-глухости в русском языке?

(Выполняется с комментированием.)

V. Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 27(с. 17).

(Работа в парах. Проводится самопроверка. Один ученик читает слова, учащиеся проверяют записи в тетрадях.)

Упр. 28 (с. 18).

(Выполняется самостоятельно. Проводится проверка звукобуквенного разбора.)

VII. Рефлексия

Карточка

1. Соедини линией слова с парными согласными по звонкости-глухости в начале слова.

2. Допиши пару: [Б] - [...], [Д] - [...], [3] - [...], [В] - [...].

(Самопроверка. Ученики проверяют решение по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом. Затем снова меняются и оценивают себя с помощью “светофора”.

Также можно использовать КИМы (тест 5, с. 22).)

VIII. Подведение итогов урока

— Как называются согласные, с которыми мы познакомились на уроке?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Где допустили ошибки?

Домашнее задание

Придумать три пары слов с парными согласными, записать на отдельных листочках.






Для любых предложений по сайту: [email protected]