Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ
Цели: формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать вывод; развивать у учащихся навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Словарная работа
(На доске запись.)
[нарот], [горат], [вакрук], [раскас], [титрат’], [м’идв’эт’].
— Прочитайте звуковой состав слова. Напишите слова, обозначая их буквами. (Народ, город, вокруг, рассказ, тетрадь, медведь.)
— Проверьте свою работу по орфографическому словарю в конце учебника.
— Как вы действовали, когда проверяли слова перед их написанием?
III. Самоопределение к деятельности
— Какое проверочное слово вы подобрали для слова города? (Города.)
— Изменилось ли значение слова? (Нет.)
— Каким способом проверки мы пользовались: изменили слово или подобрали к нему однокоренное слово? (Мы изменили слово.)
— Какое проверочное слово вы подобрали к слову вокруг? (Кругом.)
— Как называется этот способ проверки? (Подбор однокоренного слова.)
— Как вы поняли, каковы цели сегодняшнего урока? (Мы будем учиться проверять слова с парными согласными разными способами.)
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте правило тетушки Совы на с. 22.
— Какие способы проверки описаны в правиле? (Можно изменить слово, а можно подобрать однокоренное слово.)
— Какой звук должен стоять после парного согласного и в том и в другом случае? (Гласный звук.)
— Послушайте стихотворное правило об этом.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Упр. 36 (с. 23).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными орфограммами и называют проверочное слово.)
V. Физкультминутка
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже —
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Сесть на место.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 37(с. 23).
(Выполнение с комментированием.)
— Чем интересны эти слова? (Оба слова произносятся одинаково.)
2. Игра “Помоги Незнайке”
— Прочитайте предложения, которые составил Незнайка и объясните ошибки.
Садовод сорвал с яблони спелый плот.
Весной лук покрылся первыми цветами.
VII. Рефлексия
— Выпишите в первый столбик проверяемые слова, во второй — измененную форму слова, в третий — однокоренное слово.
Луг, луговой, луга; глаза, глазки, глаз; дубок, дуб, дубы.
(Самопроверка. Один ученик читает записанные слова по столбикам, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны. Также можно использовать КИМы (тест 10, с. 36).)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие способы проверки парных согласных закрепляли на уроке?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Кто справился с проверкой знаний?
— Где допустили ошибки?
Домашнее задание
Выполнить упр. 39 (с. 24).