ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык 3 класс - разработки уроков

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель: развивать умения устанавливать связь слов в предложении, анализировать: о ком (о чем) и что говорится.

Ход урока

I. Чистописание.

Под к..рнями дер..ва жук заметил н..ру.

– Объясните правописание пропущенных букв. Найдите главные члены предложения, поставьте вопросы, подчеркните.

II. Постановка проблемы. (Упр. 13, устно.)

1. Ответы на вопросы.

– Как найти главные члены предложения? (Выяснить, какую роль выполняет слово в предложении, поставить вопрос.)

– Найдите главные члены предложения. Поставьте вопросы (упр. 13). Учитель читает «Заклинание» из радиопередачи «В поисках подлежащего и сказуемого»:

Когда перед вами задача – найти

Главные члены предложения,

Прежде всего отыщите глагол,

Глагол в любом наклонении.

Когда обнаружите этот глагол

Между другими словами,

То подчеркните его поскорей

Сразу двумя чертами.

Этот глагол нам необходим

В нашей работе школьной.

Он будет сказуемым – и не простым!

А даже простым глагольным.

Потом от него мы вопрос кто? что?

К другим словам отправляем,

И подлежащее, как на крючок,

На эти вопросы поймаем.

Тут мы его одною чертой

Вмиг подчеркнем без сомнения,

И полюбуйся – перед тобой

Главные члены предложения!

– Что значит найти главные члены предложения?

2. Восстановление порядка слов в деформированном предложении (упр. 14, письменно). Анализ предложения, вычленение грамматической основы. Почему из этих слов нельзя составить предложение про поле?

– Подлежащие и сказуемое не случайно называют грамматической основой предложения, к ним присоединяются все второстепенные члены. При помощи вопросов найдите в предложении словосочетания, укажите связь стрелками.

Физкультминутка

III. Закрепление. Выполнение упражнений на применение знаний.

1. Дать анализ предложений. (Упр. 15.)

– Что вы знаете о предложении?

– Почему важно знать правила о предложении?

– Определите интонацию, с которой произносятся предложения.

– Выполните грамматический анализ первого предложения (письменно).

– Лексическое значение слова «вешняя». (Из «Словаря русского языка» Ожегова С. И.: вйшняя – весенняя.)

– Выпишите словосочетания из предложения.

– Составьте схему предложения (на доске):


– О чем необходимо помнить, составляя словосочетания? (Подлежащее и сказуемое никогда не образуют словосочетание.)

2. Самостоятельная работа. (Упр. 16.)

– Восстановите порядок слов в деформированных предложениях по определенным схемам.

IV. Итог урока.

– Что такое подлежащее?

– Что такое сказуемое?

– Какие еще есть члены предложения?

– Какую роль играют второстепенные члены в предложении?

Домашнее задание. Упражнение 17.






Для любых предложений по сайту: [email protected]