Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Буквы о-a в корне -раст — -рос
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске написаны три предложения:
Сияет свет звезды.
Ученик проверил изложение.
Путешественники обошли заросли растений.
Учитель. Прочитайте предложения вслух. Напишите их.
Найдите в этих предложениях общее. При ответе соблюдайте порядок рассуждений.
Все предложения простые, так как в каждом имеется по одной грамматической основе.
Все предложения повествовательные: они произносятся с ровной, спокойной интонацией.
Все предложения распространенные, потому что в них, кроме главных членов, есть второстепенные.
Все второстепенные члены являются дополнениями.
Учитель. Выделите корни в словах, являющихся в этих предложениях дополнениями.
В слове звезды корень -звезд. В слове изложение корень -лож. В слове заросли, корень -рос. В слове растений корень -раст.
Учитель. Скажите, что такое корень.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Назовите известные вам орфограммы в корнях данных слов. Объясните их написание. Установите, с написанием каких главных и в каких корнях мы не знакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
В слове звезды имеется проверяемая безударная гласная е в корне звезд. Проверочное слово звёзды. В корне -лож слова изложение есть чередующаяся безударная гласная о, так как после корня нет суффикса а. С правописанием гласных о-a в корне -раст — -рос мы не знакомились. Значит, тема сегодняшнего урока — «Буквы о-a в корне -раст — -рос».
Учитель пишет на доске тему урока.
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные слова на доске.
1) Познакомиться с ...;
2) учиться ....
Цель урока: познакомиться с правописанием гласных о-а в корне -раст — -рос: учиться писать слова с этим корнем.
3. Изучение нового материала
На доске — таблица:
раСТи |
выраЩенный |
выроСла |
Исключения |
раСТение |
зароСли |
росток |
|
отрасль |
|||
Ростов |
Учитель. Прочитайте слова, написанные в первых трех столбиках таблицы.
Выделите в словах корень, поставьте ударение.
Скажите, перед какими буквами в корне -раст - -рос пишется безударная гласная а, а перед какими — о.
В корне -раст — -рос перед cт, щ пишется безударная гласная а. Перед с пишется безударная гласная о.
Учитель. Какие слова являются исключениями?
Исключениями являются слова росток, отрасль, Ростов.
Учитель. Сформулируйте правило о правописании безударных гласных о—а в корне -раст — -рос.
В корне -раст — -рос перед cт, щ пишется безударная гласная а, перед с пишется безударная гласная о. Исключениями являются слова росток, отрасль, Ростов.
Учитель. Прочитайте новое правило в учебнике. Сравните его с нашей формулировкой.
Расскажите правило о правописании безударных гласных о-a в корне -раст — -рос. Приведите свои примеры.
4. Закрепление изученного материала
Упражнение 1
растительный мир удивлённый взгляд
комнатные р...стения дождливая погода
удивлённый взгляд тяжёлая работа
беречь р...сток варёный картофель
Учитель. Внимательно прочитайте словосочетания в левом и правом столбиках. Выпишите из левого столбика те словосочетания, которых нет в правом столбике.
Учащиеся выписывают словосочетания растительный мир, комнатные растения, беречь росток.
Учитель. Исключите одно словосочетание по нескольким признакам одновременно.
Можно исключить словосочетание беречь росток. Оно состоит из глагола и существительного, а остальные словосочетания — из существительного и прилагательного. В корне слова росток пишется гласная о, так как это исключение. В корне -раст слов растительный и растения пишется гласная а. Она стоит перед ст.
Учитель. Расскажите правило о правописании гласных о а в корне -раст — -рос.
Назовите слова из упражнения с такой же характеристикой согласных, как в слове мир.
Это слова удивленный, вареный. В них, как и в слове мир, все согласные звонкие.
Упражнение 2
1) любит растения, ...
2) уютно расположиться, ...
3) молодой месяц, ...
Слова для справок: золотые руки, рубит заросли, полосатые брюки, видит росток, тихо излагать, смело предположить.
Учитель. Внимательно прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему свое задание.
Надо продолжить ряды словосочетаний, используя слова для справок.
Учитель. По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?
Словосочетания надо подбирать по двум признакам: по составу словосочетания и имеющейся в корнях слов орфограмме.
Учитель. Какие словосочетания можно включить в первый ряд?
В первый ряд можно включить следующие словосочетание: рубит заросли, видит росток. Они состоят из глагола и существительного. В одном слове каждого словосочетания имеется безударная гласная в корне -раст — -рос. В слове заросли пишется безударная гласная о. Она находится перед с. В слове росток перед cт пишется гласная о. Это исключение.
Учитель. Напишите первый ряд словосочетаний. Далее работу выполняйте самостоятельно.
После того как задание выполнено и проверено повторяется изучаемое на уроке правило.
Учитель. Назовите из упражнения слова, состав которых соответствует схеме
Упражнение 3
1. Около этого р...стения не бывает инея. К...прей выделяет т...плоту.
2. Б...реза в тундре не может выр...сти б...льшой. В тундре суровая з...ма.
3. Земл...ника часто р...стет около п...ньков. Земляника любит вырубки сосен или елей.
Учитель. Прочитайте пары предложений. Определите, какое предложение в каждой паре обозначает причину, а какое — следствие того о чем в них говорится. Напишите предложения в следующем порядке: сначала — причина, затем — следствие. Избегайте повтора одинаковых слов, заменяйте их другими, близкими по смыслу. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте составленные пары предложений.
Кипрей выделяет теплоту. Около этого растения не бывает инея.
В тундре суровая зима. Береза в этих краях не может вырасти большой.
Земляника любит вырубки сосен или елей. Она часто растет около пеньков.
Учитель. Расскажите о написании слов с пропущенными буквами, сгруппировав их по орфограммам. Какие слово можно включить в первую группу?
В первую группу можно включить слова растения, вырасти, растет. В них пишется безударная гласная а в корне -раст, потому что она стоит перед ст.
Учитель. Назовите слова второй группы.
Во вторую группу входят слова теплоту, большой, зима, пеньков. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. В слове теплоту безударная гласная е, проверочное слово теплый. В слове большой безударная гласная о, проверочное слово больше. В слове зима безударная гласная и, проверочное слово зимы. В слове пеньков безударная гласная е, проверочное слово пень.
Учитель. Назовите третью пару слов.
Третья группа слов: кипрей, береза, земляника. Это слова с непроверяемой безударной гласной. В слове кипрей гласная и, в слове береза — первая е, в слове земляника — гласная я.
Учитель. Назовите слова из упражнения, в которых звуков меньше, чем букв.
Большой, пеньков.
5. Итог урока
Учитель. С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?
Мы познакомились с правилом написания безударных гласных о-a в корне -раст — -рос.
Учитель. Расскажите это правило.
Ответы детей.
Дается задание на дом. Оценивается работа учащихся.