Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске написаны пословицы:
Где щи да каша, там и место наше.
Дело мастера боится.
Где щи, тут и нас ищи.
Учитель, Прочитайте пословицы. Исключите одну по нескольким признакам одновременно.
Можно исключить пословицу Дело мастера боится по смыслу. В ней говорится о том, что мастер хорошо знает свое дело и выполняет его легко, правильно, красиво. В первой и третьей пословицах говорится о людях, которых в первую очередь привлекает вкусная пища, а потом — все остальное.
Учитель. Еще по какому признаку можно исключить эту пословицу?
Дело мастера боится — это простое предложение, а первое и третье — сложные, сложноподчиненные.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Назовите имена существительные из пословиц в алфавитном порядке.
Образуйте от каждого имени существительного форму единственного и множественного числа.
Что вы заметили?
Имена существительные дело, каша, мастер, место имеют форму единственного и множественного числа, а существительные щи — только форму множественного.
Учитель. Обобщите свои знания о существительном, включая новый материал. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
В русском языке есть имени существительные, которые имеют форму единственного и множественного числа. Это мы знали раньше. Сегодня мы узнали, что есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Значит, тема сегодняшнего урока — «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».
Тема урока записывается учителем на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы на доске.
1) Познакомиться с ...;
2) учиться находить ... и правильно использовать ....
Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
3. Изучение нового материала
На доске написаны слова:
дерево, очки, бумага, ножницы, горы, заморозки.
Учитель. Мы с вами уже знаем, что в русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Скажите, как отличить такие существительные от тех, которые имеют две формы числа.
Надо попытаться образовать от существительного две формы числа. Если форма единственного числа не образуется, то это существительное употребляется только в форме множественного числа.
Учитель. Прочитайте имена существительные, назовите и выпишите те, которые имеют форму только множественного числа.
Сделайте вывод из наших рассуждений. Приведите свои примеры.
4. Закрепление изученного материала
Упражнение 1
1) Как на дрожжах; словно грибы после дождя.
2) Ни под каким видом; ни в коем случае; ни за какие деньги.
3) Волос и становятся дыбом; мороз по коже, дерет; поджилки трясутся; душа уходит в пятки.
4) Нагнать холоду; задать перцу; расчесать кудри; накрутить хвост; взять в работу.
Учитель. Внимательно прочитайте группы фразеологических оборотов. Определите их значения. Из каждой группы выпишите фразеологический оборот, которые соответствует теме сегодняшнего урока.
Задание выполняется сначала коллективно, затем индивидуально.
Учитель. Найдите во фразеологических оборотах имя существительное, в котором все согласные звонкие, мягкие.
Деньги.
Упражнение 2
Учитель. Прочитайте предложения. Обратите внимание на условные обозначения. Сформулируйте задание, учитывая специфику записи предложений и тему урока.
Надо составить предложения, заменив в исходных предложениях указанные словосочетания на существительные, которые употребляются в форме только множественного числа.
Школьники особенно радуются летним каникулам.
Весь день прошел в хлопотах.
В жилки человека больше будней, чем праздничных дней.
Учитель. Расскажите о написании слов в этих предложениях, объединив их по орфограммам. Начните ответ с группы, к которой относится большее (меньшее) количество слов с одинаковой орфограммой.
Какое из предложений вы бы исключили и по каким признакам?
Упражнение 3
Там была создана прочная ткань для изготовления корабельных парусов.
Современные джинсы появились во французском городе (Н,н)име.
Из нее сшили первые матросские штаны, которые стали предками джинсов.
Потом появились первые джинсы для женщин.
Вскоре джинсы, были завезены в (А,а)мерику, где их носили рабочие и пастухи коров — ковбои.
Постепенно такие брюки стали частью одежды многих жителей (А,а)мерики, а теперь их носит население других стран.
№ п/п |
Общее количество имен существительных |
Количество существительных, которые употребляются только в форме множественного числа |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
— |
3 |
3 |
2 |
4 |
6 |
1 |
5 |
2 |
1 |
6 |
7 |
1 |
Учитель. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению.
Надо написать предложения, учитывая общее количество имеющихся в них имен существительных и количество существительных, которые имеют форму только множественного числа.
Учитель. Что у вас получилось?
У нас получился текст.
Проверяется соответствие предложений данным таблицы. Особо выделяются существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Учитель. Укажите в тексте слова с орфограммами, с которыми вы не работали в предыдущих упражнениях.
Назовите все типы предложений, которые есть в тексте, пописанном вами. Обоснуйте свой отлет.
Найдите предложение с неполными основами.
5. Итог урока
Учитель. Вернемся к цели нашего урока. Расскажите, как мы се научали.
Приведите свои примеры имен существительных, которые имеют форму только множественного числа.
Ответы детей.
Дается задание на дом. Оценивается деятельность учащихся на уроке.