Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Приемы представления нового словарного слова
1. Составление нового слова из других слов
Задание 1. Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, состоит из двух слогов. Первый слог обозначает большой танцевальный вечер. (Бал.) Второй слог обозначает отдельную партию в некоторых играх. (Кон.) Какое это слово? (Балкон.)
Задание 2. Первая часть нового словарного слова может быть предлогом, состоящим из одной буквы, которая обозначает согласный, парный, глухой, твердый звук. (с) Вторая часть — денежная единица в Болгарии. (Лева.) Назовите новое словарное слово. (Слева.)
Задание 3. В новом словарном слове можно выделить три части. Первая часть обозначает общее расстройство функций организма из-за психического процесса или физического повреждения (Шок.) Вторая часть может быть предлогом, состоящим из одной гласной буквы. (о) Третья часть обозначает согласие, мир, порядок. (Лад.) Назовите это слово. (Шоколад.)
2. Выделение морфем в словах таблицы и последовательное их соединение с целью составления нового словарного слова
Задание. Внимательно рассмотрите таблицу. Назовите слова, с которыми мы познакомимся на уроке, и скажите, как вы их определили. (Расчетливый, безвкусный.)
№ |
||||
1 |
расцвести |
отчетливый |
насмешливый |
настенный |
2 |
безбрежный |
безвкусица |
раскладной |
современный |
3. Замена буквы (букв) в исходном слове по указанным учителем признакам
Задание. В слове печь замените букву, обозначающую согласный, парный, глухой, мягкий звук на букву, обозначающую согласный, звонкий, парный, всегда твердый звук. Назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Жечь.)
4. Добавление в исходное слово буквы (букв) по указанным учителем признакам
Задание. В слово пакет добавьте букву, обозначающую согласный, непарный, звонкий, твердый звук. Вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Паркет.)
5. Одновременное исключение и добавление букв в исходное слово по указанным учителем признакам
Задание. В слово редька добавьте две буквы. Вместе они могут быть предлогом, употребляющимся только с родительным падежом и обозначающим направление действия откуда-нибудь. Одновременно из исходного слова исключите букву, которая не обозначает звука. Назовите новое словарное слово. (Изредка.)
6. Последовательное нахождение букв искомого слова по указанным учителем признакам и соединение их между собой
Задание. Новое словарное слово вы узнаете, если последовательно определите и соедините между собой найденные буквы:
1) с первой буквы начинается корень слова промокает (м);
2) вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове беседа (е);
3) третья буква обозначает согласный, непарный, глухой, всегда мягкий звук в слове чехол (ч);
4) четвертой буквой заканчивается корень слова вылетел (т);
5) пятая буква является чередующейся гласной в корне слова растение (а).
Какое слово получилось? (Мечта.)
7. Определение словарного слова без конкретных указаний учителя
Задание. Определите, каким способом составлено третье слово в первом ряду. Составьте таким же образом третье слово во втором ряду.
москит кортик мостик
тревога пионер ?
Назовите новое словарное слово. (Тренер.)
8. Нахождение словарного слова с помощью шифровки букв
Задание 1.
1—10; 2—9; 3—5; 4—1; 5—13; 6—6; 7—12; 8—1
Расшифруйте запись и назовите новое словарное слово. Первая цифра каждой пары обозначает место буквы в искомом слове, вторая цифра — место этой буквы в алфавите. (Издалека.)
Задание 2.
А б е и к н о п т л р ч
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1) 1—5; 2—1; 3—2; 4—4; 5—6; 6—3; 7—9.
2) 1—8; 2—4; 3—1; 4—6; 5—4; 6—6; 7—7.
3) 1—12; 2—3; 3—11; 4—6; 5—4; 6—10; 7—1.
Внимательно посмотрите на шифр (буквы и соответствующие им цифры) и зашифрованные слова (цифры в строчках 1, 2, 3). Первая цифра каждой пары обозначает место буквы в искомом слове, вторая цифра — номер буквы в соответствии с кодом. Назовите три новых словарных слова. (Кабинет, пианино, чернила)
Задание 3.
Новые словарные слова вы узнаете, если вместо каждого квадрата поставите соответствующую ему букву. При этом исходите из того, что букве о соответствует квадрат, у которого заштрихована 1/2 часть; букве ш — 1/4 часть; букве с — 3/4 части; букве ф — полностью заштрихованный квадрат. Какие слова вы составили? (Шофер, шоссе.)
Задание 4.
Новое словарное слово вы узнаете, разгадав шифр. Какое это слово? (Беречь.)
Задание 5.
Шифр
1-я буква — 14
2-я буква — 12
3-я буква — 21
4-я буква — 18
5-я буква — 21
6-я буква — 28
7-я буква — 32
Рассмотрите квадрат и шифр к нему. Определите, какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата, чтобы получить число, соответствующее букве согласно шифру. Правильно произведите вычисления. Вы узнаете новое словарное слово. (Стеречь.)
Задание 6.
Вы назовете новое словарное слово, если правильно расшифруете схемы и последовательно соедините буквы. (Сжать.)
9. Нахождение нового словарного слова с помощью шифровки слогов в отдельных словак
Задание. Новое словарное слово вы узнаете, если правильно расшифруете запись:
гигант пытался конура
1 + 2 + 3
(Гитара.)
10. Нахождение словарного слова с помощью шифровки слогов в словах предложения
Задание. Прочитайте предложение. Определите новое словарное слово, используя данное предложение и шифр к нему. Шифр относится к словам, непосредственно связанным с темой урока «Имя существительное».
Надежда — хорошее лекарство в жизненных водоворотах.
Шифр: 1+1+1 (или 3)
(Налево.)
11. Определение словарного слова путем установления смысловой связи в парах слов
Задание. Определите, в какой смысловой связи находятся слова левого и правого столбиков и назовите новые словарные слова, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке:
1) Вверх — вниз.
Вперед — назад.
Влево — ? (Вправо.)
2) Вечер — сумерки.
Ночь — темнота.
Утро—? (Рассвет.)
3) Скрипка — плачет.
Гармонь — поет.
? — звенит. (Гитара.)
4) Тренировка — сумка.
Поездка — чемодан.
Поход — ? (Рюкзак.)
5) Увеличение — микроскоп.
Корректировка — очки.
Приближение — ?? (Бинокль, телескоп.)
6) Волейбол — мяч.
Бадминтон — волан.
? — шайба. (Хоккей.)
7) Стадион — поле.
Театр — сцена.
Цирк — ? (Арена.)
12. Определение словарного слова путем установления принципа соединения слова в одном ряду
Задание. Определите принцип, в соответствии с которым расположены слова, и скажите, с каким словарным словом мы познакомимся сегодня на уроке.
телефон, радио, ?, пейджер. (Телевизор.)
13. Определение словарного слова с помощью приема, обеспечив тощего непосредственную связь с темой урока
Задание 1. Соедините первые буквы имен существительных. Вы узнаете новое словарное слово.
Фанера, справа, уважение, пятеро, тщеславие, расчетливый, тяжелый, бинокль, оазис, недоумевать, ледоход. ( Футбол.)
Задание 2. Последовательно соедините последние слоги имен существительных второго склонения и назовите новое словарное слово.
Профессия, фуэте, гитара, конфета, реле, рожь, яблоня, зайчишка, соловушка, микрофон, оттепель. (Телефон.)
Задание 3. Соедините первые буквы имен существительных, которые употребляются только в единственном числе и назовите новое словарное слово.
Керосин, грабли, азот, очки, ненависть, ворота, асфальт, ножницы, хлопоты, школа, листва, товарищ. (Канал.)
Задание 4. Соедините первые буквы слов, которые пишутся без мягкого знака, и вы сможете назвать новое словарное слово.
Пастбищ..., дрож..., об...явление, сбереч..., чиж..., ест...(что делает?), рассчитает..., мощ..., кирпич.... (Почерк.)
Задание 5. Соедините буквы, с которых начинаются корни глаголов первого спряжения, и назовите новое словарное слово.
Покивать, одолеть, зашуметь, подсказать, оттолкнуть, вскочить, юркнуть, стаять, меркнуть. (Костюм.)
Задание 6. В каждой строке найдите лишнее слово и выделите в нем орфограмму. Соединив буквы-орфограммы между собой в порядке их нахождения, вы получите новое словарное слово.
Ра(с,з) крутил, ра(с,з)вил, ра(с,з)пустил, ра(с,з)красил;
мес(т,-)ный, радос(т,-)ный, сер(д,-)це, грус(т,-)ный;
вын(е,и)с, выл(е,и)л, выч(е,и)стил, выч(е,и)тал;
ри(с,з)веет, ра(с,з)бег, ра(c,з)дел, ра(с,з)дул;
плащ(ъ,-), грач(ь,-), лещ(ь,-), рож(ь,). (Здесь.)