Однородные члены предложения

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Однородные члены предложения

Ход урока

1. Словарно-орфографическая работа

На доске написаны слова:

1. Фиалка, шел, озеро, быть, нож, могуч, тушь, антракт, ночевка.

2. Скверы, парки, площади, фонтаны.

Учитель. Прочитайте вслух слова первого ряда.

Соедините первые буквы имен существительных и назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Сегодня мы познакомимся со словом фонтан.

Учитель. Подберите родовое, то есть более общее понятие к слову фонтан.

Место. Сооружение.

Учитель. Вы назвали варианты родового понятия к слову фонтан. Более правильное из них — сооружение. Что и как течет из этого сооружения?

Из этого сооружения течет вода. Она течет струей, с силой, под давлением.

Учитель. Обобщите наши рассуждения и дайте полное определение фонтану.

Фонтан — это сооружение, из которого с силой (струей) течет вода.

Учитель. Слово фонтан пришло к нам из латинского языка, где оно звучало как фонс и имело значение источник. Почти в каждом городе имеются фонтаны. Они разнообразны по конструкции и по внешнему виду.

Учитель показывает несколько изображений фонтанов.

Учитель. Объясните правописание слова фонтан.

В слове фонтан два слога. Второй слог ударный. Непроверяемая безударная гласная о. Ее надо запомнить.

Учитель. Прочитайте вслух слова второго ряда.

Скверы, парки, площади, фонтаны.

Учитель. Составьте предложение, в которое вошли бы все четыре слова.

Учащиеся называют составленные предложения. Записывается самое интересное с однородными членами.

Фонтаны украшают городские скверы, парки, площади.


2. Формулирование теми и цели урока

Учитель. Скажите, какое языковое явление представляют собой слова скверы, парки, площади, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Слова скверн, парки, площади — это однородные члены. Значит, тема сегодняшнего урока — «Однородные члены предложения».

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель, Сформулируйте цель нашего урока; опираясь на его тему. Используйте также запись на доске.

1) Вспомнить, ...

2) повторить правило о... при

3) учиться находить в ... и ...;

4) учиться составлять схемы


Цель урока: вспомнить, что такое однородные члены предложения; повторить правило о постановке знаков пре пинания при однородных членах; учиться находить однородные члены и предложении и тексте; учиться составлять схемы предложений с однородными членами.


3. Изучение нового материала

На доске записаны предложения:

1. У городских фонтанов часто собираются взрослые и дети.

2. Они не просто любуются, а восхищаются архитектурными сооружениями.

3. Фонтаны украшают скверы, парки, площади.

4. Капельные и струйные фонтаны как бы состязаются друг с другом в красоте.

5. Капельные фонтаны смотрятся просто, но изящно.

Учитель. Прочитайте и напишите первое предложение. Найдите и подчеркните в нем основу.

Какую особенность вы заметили в этом предложении?

В этом предложении два однородных подлежащих: взрослые и дети.

Учитель. Почему вы считаете, что это однородные подлежащие?

Они отвечают на один и тот же вопрос кто? и относятся к одному сказуемому — собираются.

Учитель. Как соединяются между собой эти однородные члены?

Эти однородные члены соединяются между собой с помощью союза и.

Учитель. Составьте схему этого предложения.

image13

Аналогичным образом ученики работают со вторым и третьим предложениями. Четвертое и пятое предложения в тетрадях не записываются. Их разбор осуществляется на доске. Составляются схемы.

Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие члены предложения называются однородными?

2. С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?

3. Какие члены предложения могут быть однородными?

4. С помощью чего соединяются однородные члены предложения?

5. Когда ставится запятая при однородных членах предложения?

Прочитайте материал об однородных членах предложения по учебнику и сравните его с нашими выводами.


4. Закрепление изученного материала

Упражнение 1 (на карточках)

Открытие ф...нтанного с...зона часто совп...дает с н...чалом долгожданного но к...роткого лета.

Они радуют глаз созд...ют х...рошее настр...ение осв...жают воздух.

Ф...нтаны — это прекрасное тв...рение ума и рук ч...ловека.

Св...ркают и переел...ваются на солнце искрящиеся брызги.

Учитель. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним свое задание.

Надо написать предложения к каждой схеме. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены.

Учитель. Какое предложение вы напишете первым?

Фонтаны — это прекрасное творение ума и рук человека.

Учитель. Назовите и подчеркните в нем однородные члены. Расскажите, как они соединяются между собой.

В этом предложении однородные дополнения: ума и рук. Они соединяются с помощью интонации и союза и. Союз и не повторяется, поэтому запятая перед ним не ставится.

Аналогичным образом осуществляется работа с другими предложениями.

Учитель. На какие две группы можно разделить слова с пропущенными буквами?

Первая группа — слова с непроверяемой безударной гласной, вторая — с проверяемой безударной гласной в корне.

Проверяются правильность группировки слов и их написание.

Учитель. Скажите еще раз, что такое однородные члены предложения и какие: при них ставятся знаки препинания. Ответ сопровождайте своими примерами.


Упражнение 2 (написано на доске).

1. Фонтаны могут быть созданы природой.

Фонтаны создаются человеком.

2. Фонтаны Петродворца поражают туристов архитектурным Замыслом.

Они удивляют посетителей своим великолепием и оригинальностью.

3. На озере Шайтан Кировской области иногда появляется загадочный фонтан.

По своему происхождению он таинственный.

Образец: Фонтаны создаются природой и человеком.

Учитель. Прочитайте пары предложений и образец. Сформулируйте к ним задание, которое соответствовало бы теме урока.

Надо из каждой пары предложений составить одно, с однородными членами.

Учитель. Начнем работать с предложениями под цифрой 2. Прочитайте их. Составьте одно, с однородными членами.

Фонтаны Петродворца поражают туристов архитектурным замыслом и удивляют посетителей своим великолепием и оригинальностью.

Учитель. Назовите и подчеркните в этом предложении однородные члены. Расскажите о знаках препинания в нем.

Какой вывод можно сделать по этому предложению?

В одном предложении может быть несколько рядов одно родных членов.

Далее учащиеся самостоятельно работают с предложениями под цифрой 3. Работа проверяется.

Учитель. А теперь еще раз проанализируйте слова в последнем упражнения. Сгруппируйте их по орфограмме, которая преобладает в данных словах, не которой мы не работали а первом упражнении. Какая это орфограмма?

Это правописание приставок в словах.

Учащиеся выделяют приставки в словах и объясняют их написание.


5. Итог урока

Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроке?

Мы говорили об однородных членах предложения.

Учитель. Расскажите об однородных членах предложения по плану, которым мы пользовались при изучении нового материала, и добавьте то, что вы узнали во время выполнения упражнений.

Ответы детей.

Дается задание на дом. Оценивается деятельность учащихся на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]