Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Однородные члены предложения
Ход урока
1. Словарно-орфографическая работа
На доске написаны слова:
1. Фиалка, шел, озеро, быть, нож, могуч, тушь, антракт, ночевка.
2. Скверы, парки, площади, фонтаны.
Учитель. Прочитайте вслух слова первого ряда.
Соедините первые буквы имен существительных и назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Сегодня мы познакомимся со словом фонтан.
Учитель. Подберите родовое, то есть более общее понятие к слову фонтан.
Место. Сооружение.
Учитель. Вы назвали варианты родового понятия к слову фонтан. Более правильное из них — сооружение. Что и как течет из этого сооружения?
Из этого сооружения течет вода. Она течет струей, с силой, под давлением.
Учитель. Обобщите наши рассуждения и дайте полное определение фонтану.
Фонтан — это сооружение, из которого с силой (струей) течет вода.
Учитель. Слово фонтан пришло к нам из латинского языка, где оно звучало как фонс и имело значение источник. Почти в каждом городе имеются фонтаны. Они разнообразны по конструкции и по внешнему виду.
Учитель показывает несколько изображений фонтанов.
Учитель. Объясните правописание слова фонтан.
В слове фонтан два слога. Второй слог ударный. Непроверяемая безударная гласная о. Ее надо запомнить.
Учитель. Прочитайте вслух слова второго ряда.
Скверы, парки, площади, фонтаны.
Учитель. Составьте предложение, в которое вошли бы все четыре слова.
Учащиеся называют составленные предложения. Записывается самое интересное с однородными членами.
Фонтаны украшают городские скверы, парки, площади.
2. Формулирование теми и цели урока
Учитель. Скажите, какое языковое явление представляют собой слова скверы, парки, площади, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Слова скверн, парки, площади — это однородные члены. Значит, тема сегодняшнего урока — «Однородные члены предложения».
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель, Сформулируйте цель нашего урока; опираясь на его тему. Используйте также запись на доске.
1) Вспомнить, ...
2) повторить правило о... при
3) учиться находить в ... и ...;
4) учиться составлять схемы
Цель урока: вспомнить, что такое однородные члены предложения; повторить правило о постановке знаков пре пинания при однородных членах; учиться находить однородные члены и предложении и тексте; учиться составлять схемы предложений с однородными членами.
3. Изучение нового материала
На доске записаны предложения:
1. У городских фонтанов часто собираются взрослые и дети.
2. Они не просто любуются, а восхищаются архитектурными сооружениями.
3. Фонтаны украшают скверы, парки, площади.
4. Капельные и струйные фонтаны как бы состязаются друг с другом в красоте.
5. Капельные фонтаны смотрятся просто, но изящно.
Учитель. Прочитайте и напишите первое предложение. Найдите и подчеркните в нем основу.
Какую особенность вы заметили в этом предложении?
В этом предложении два однородных подлежащих: взрослые и дети.
Учитель. Почему вы считаете, что это однородные подлежащие?
Они отвечают на один и тот же вопрос кто? и относятся к одному сказуемому — собираются.
Учитель. Как соединяются между собой эти однородные члены?
Эти однородные члены соединяются между собой с помощью союза и.
Учитель. Составьте схему этого предложения.
Аналогичным образом ученики работают со вторым и третьим предложениями. Четвертое и пятое предложения в тетрадях не записываются. Их разбор осуществляется на доске. Составляются схемы.
Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:
1. Какие члены предложения называются однородными?
2. С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
3. Какие члены предложения могут быть однородными?
4. С помощью чего соединяются однородные члены предложения?
5. Когда ставится запятая при однородных членах предложения?
Прочитайте материал об однородных членах предложения по учебнику и сравните его с нашими выводами.
4. Закрепление изученного материала
Упражнение 1 (на карточках)
Открытие ф...нтанного с...зона часто совп...дает с н...чалом долгожданного но к...роткого лета.
Они радуют глаз созд...ют х...рошее настр...ение осв...жают воздух.
Ф...нтаны — это прекрасное тв...рение ума и рук ч...ловека.
Св...ркают и переел...ваются на солнце искрящиеся брызги.
Учитель. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним свое задание.
Надо написать предложения к каждой схеме. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены.
Учитель. Какое предложение вы напишете первым?
Фонтаны — это прекрасное творение ума и рук человека.
Учитель. Назовите и подчеркните в нем однородные члены. Расскажите, как они соединяются между собой.
В этом предложении однородные дополнения: ума и рук. Они соединяются с помощью интонации и союза и. Союз и не повторяется, поэтому запятая перед ним не ставится.
Аналогичным образом осуществляется работа с другими предложениями.
Учитель. На какие две группы можно разделить слова с пропущенными буквами?
Первая группа — слова с непроверяемой безударной гласной, вторая — с проверяемой безударной гласной в корне.
Проверяются правильность группировки слов и их написание.
Учитель. Скажите еще раз, что такое однородные члены предложения и какие: при них ставятся знаки препинания. Ответ сопровождайте своими примерами.
Упражнение 2 (написано на доске).
1. Фонтаны могут быть созданы природой.
Фонтаны создаются человеком.
2. Фонтаны Петродворца поражают туристов архитектурным Замыслом.
Они удивляют посетителей своим великолепием и оригинальностью.
3. На озере Шайтан Кировской области иногда появляется загадочный фонтан.
По своему происхождению он таинственный.
Образец: Фонтаны создаются природой и человеком.
Учитель. Прочитайте пары предложений и образец. Сформулируйте к ним задание, которое соответствовало бы теме урока.
Надо из каждой пары предложений составить одно, с однородными членами.
Учитель. Начнем работать с предложениями под цифрой 2. Прочитайте их. Составьте одно, с однородными членами.
Фонтаны Петродворца поражают туристов архитектурным замыслом и удивляют посетителей своим великолепием и оригинальностью.
Учитель. Назовите и подчеркните в этом предложении однородные члены. Расскажите о знаках препинания в нем.
Какой вывод можно сделать по этому предложению?
В одном предложении может быть несколько рядов одно родных членов.
Далее учащиеся самостоятельно работают с предложениями под цифрой 3. Работа проверяется.
Учитель. А теперь еще раз проанализируйте слова в последнем упражнения. Сгруппируйте их по орфограмме, которая преобладает в данных словах, не которой мы не работали а первом упражнении. Какая это орфограмма?
Это правописание приставок в словах.
Учащиеся выделяют приставки в словах и объясняют их написание.
5. Итог урока
Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроке?
Мы говорили об однородных членах предложения.
Учитель. Расскажите об однородных членах предложения по плану, которым мы пользовались при изучении нового материала, и добавьте то, что вы узнали во время выполнения упражнений.
Ответы детей.
Дается задание на дом. Оценивается деятельность учащихся на уроке.