ВВЕДЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Технологические карты уроков (ТКУ) для 4-го класса завершают серию поурочных разработок «УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ», адресованную учителям начального общего образования. Учителю, работавшему с использованием ТКУ в 1—3-м классах, хорошо знакомо это учебно-методическое пособие как полезный, удобный, эффективный инструмент, позволяющий осуществлять проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Поурочные разработки в форме ТКУ для 4-го класса имеют ряд существенных отличий от предыдущих, вследствие того что 4-й класс — последнее звено начальной школы и, по сути, преддверие школы основной. Четвероклассники владеют значительным багажом знаний, умений и навыков, поэтому форма подачи теоретического материала в данном пособии более сложная. Теперь учитель может предлагать не описание понятий, а их определение, что и отражено в технологических картах. Алгоритм выполнения учебных действий теоретического и практического плана также усложнён в расчёте на возрастные особенности учащихся. В ТКУ для 4-го класса отражена возросшая доля самостоятельности детей в выполнении заданий индивидуально, в парах и в группах. Система предлагаемых упражнений по-прежнему реализует метод «от простого к сложному», но сопровождается такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, размышление, приводящее к логическому выводу, поиск причинно-следственных связей.

Как известно, приоритетное направление УМ К системы «Школа России» — обучение проектной деятельности, поэтому в технологических картах одним из обязательных типов урока является урок-проект. В пособии представлено достаточное количество уроков-проектов с детальным изложением этапов: предпроектное исследование, работа индивидуально, в паре и в группе, подготовка презентации проекта, выступление с презентацией, коллективное подведение итогов, оформление выставок, ведение папок «Мои достижения» и др. Дети, которых обучали по технологическим картам, приходят в основную школу с хорошо отработанным навыком проектной деятельности.

Технологические карты открывают перед учителем большие возможности для творчества. Многие задания спланированы вариативно и могут быть предложены по выбору учителя разным категориям учащихся: работоспособным, с хорошей реакцией либо менее успешным, медлительным детям. Учитель может выбрать вариант, соответствующий уровню подготовленности класса, территориальным особенностям, материально-технической оснащённости кабинета. Каждый урок занимает в книге один разворот, материал расположен таким образом, что учитель имеет возможность пользоваться пособием как рабочей тетрадью — вносить свои изменения и дополнения в план урока. С этой целью в графе «Самооценка» есть свободное место для записей.

В 4-м классе большинство учебных предметов ведёт один учитель, и это позволяет на должном уровне осуществлять межпредметные связи и реализовывать достигнутые к концу 3-го класса метапредметные результаты. В технологических картах для 4-го класса данное направление особенно полно отражено в графе «Межпредметные связи», где указаны не только близкие темы уроков, но и те виды учебных действий, которые отрабатываются при изучении разных курсов и таким образом помогают успешно усваивать материал по тому или иному предмету.

В предлагаемых технологических картах большое внимание уделено воспитательной составляющей уроков. Ребёнок в 4-м классе уже достаточно развит интеллектуально, чтобы понимать, что такое семья, труд, ответственность, уважение к людям, патриотизм, национальное самосознание, поэтому личностные результаты планируются в каждом уроке конкретно, неформально, и возможность их достижения ясно показана в описании хода урока.


Как работать с технологической картой урока (ТКУ)


Инструкция по применению

Для полноценной и эффективной работы с технологическими картами необходимо знать ряд обязательных принципов и положений. Технологическая карта — новый вид методической продукции, обеспечивающей качественное усвоение школьниками учебного материала в результате перехода от планирования учителем урока к проектированию учебного процесса по темам. В технологической карте урока предлагается фиксированный формат описания процесса обучения на конкретном уроке в рамках определённой структуры и в заданной последовательности.

Обозначены:

• тема урока;

• тип урока.

Определены:

• задачи урока по изучаемому предмету в полном соответствии с ФГОС конкретной ступени обучения;

• планируемые результаты (личностные, мета- предметные, предметные);

• межпредметные связи с конкретным указанием учебных предметов и используемого материала;

• основные ресурсы урока (УМК, интернет-ресурсы «ИП», относящиеся к конкретной ступени обучения, наглядный, дидактический и другие материалы);

• содержание изучаемой темы (ведущие идеи, основные понятия);

• организация пространства (назначение, формы работы).


Структура технологической карты

• Этапы урока: актуализация знаний, мотивация деятельности, организация деятельности, подведение итогов.

• Содержание деятельности учителя (ведущие идеи урока, термины и понятия, обучающие и развивающие задания и упражнения, диагностирующие задания каждого этапа).

• Содержание деятельности обучающихся (формы — групповая, парная, самостоятельная, работа в классе, формы работы на выезде при проведении экскурсий, в специально отведённом помещении в соответствии с типом урока).

• Дополнительный материал (интернет-ресурсы, материалы экскурсий, художественная литература, репродукции картин).

• Диагностика достижения планируемых результатов (все виды диагностических заданий — тестовые, самостоятельные, контрольные, наблюдения, опыты).

• Дополнительные творческие задания, которые могут выполняться дома по желанию учащихся.

• Анализ учителем результатов урока (достижения, сложности, предложения).

Отсюда следует, что учителю необходимо только воспользоваться технологической картой, чтобы:

— осознать алгоритм работы на уроке от введения материала до конечного результата;

— определить уровень раскрытия понятий на уроке и соотнести изучаемый материал с последующим;

— оценить воспитательные возможности урока;

— определить возможность реализации межпредметных связей;

— определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале;

— соотнести результат с целью обучения.

Технологическая карта построена по классическому образцу описания алгоритма организации урока, взаимодействия ученика и учителя. На каждом этапе предусмотрено практическое задание на отработку материала и на проверку его понимания и усвоения. Если проверочная работа по конкретному этапу выполнена 90% учащихся класса с прогнозируемым учителем результатом, то можно с уверенностью сказать, что материал понят, усвоен и можно идти дальше. Если задание правильно выполнено менее чем 60% учащихся, то учителю необходимо ещё раз вернуться к пройденному материалу и добиться его полноценного усвоения. Только после этого можно делать следующий шаг.

В отличие от других методических пособий, технологическая карта даёт учителю возможность на каждом шаге обучения уверенно сказать, достиг он желаемого результата или нет.


Несколько простых правил работы с технологической картой. Общие сведения

—Используйте технологические карты для работы по теме или разделу курса на каждом уроке.

— Внимательно ознакомьтесь с темой, по которой будете работать.

— Найдите тему в учебнике по тому предмету, который преподаёте, и подготовьте те учебники, которые указаны в графе «Межпредметные связи».

— Познакомьтесь с целями изучения темы, соотнесите их с планируемыми результатами, определите задачи, которые помогут добиться поставленной цели, сравните их с теми, что даны в описании каждого этапа, шага работы. (Соотнесите цели с пройденным ранее материалом.)

— Прочитайте выделенные основные понятия изучаемой на уроке темы, посмотрите, на уроках по каким ещё предметам они изучаются («Межпредметные связи»). Постарайтесь осмыслить всё комплексно в контексте своей собственной педагогической цели.

— Проанализируйте планируемые результаты, особенно те, которые касаются универсальных учебных действий. Это, с одной стороны, умения, связанные с усвоением нового понятия, преподносимого в готовом виде, с другой стороны, формирование умения самостоятельно работать с информацией, производить логические операции и формулировать выводы. Кроме того, продумайте, как при изучении данной темы будут решаться воспитательные и развивающие задачи. В технологических картах всё это приведено в систему и чётко показано, что, когда и как делать.

— Осмыслите формы работы, рекомендуемые в графе «Содержание деятельности учителя», и выберите наиболее эффективные для подвижной деятельности или спокойных занятий, для поиска информации или демонстрации достижений. Это поможет расширить границы использования ресурсов, к которым относятся и УМК «Школа России», и наглядные пособия, имеющиеся в школе, и интерактивные или просто дополнительные рабочие доски, выставки, стенды и т. д.

— На первом этапе, мотивируя учащихся на изучение темы, используйте задание, данное в технологической карте или взятое из учебника, либо предложите своё.

— На каждом этапе придерживайтесь алгоритма работы, предложенного в технологической карте. Это поможет не пропустить ни одного элемента в достижении поставленной цели, а главное — добиться эффективного и качественного усвоения темы.

— Фиксируйте в технологической карте изменения, которые вы вносите, и соотносите их с имеющимся алгоритмом прохождения темы.

— Убедитесь, что ученик понимает изучаемый материал, знает способ выполнения задания, и только после этого переходите к следующему этапу.

— На завершающем этапе изучения темы постарайтесь выполнить все предложенные задания. Тогда вы с уверенностью сможете сказать: «Эта тема пройдена, планируемые результаты достигнуты. Двигаемся дальше».

При использовании технологической карты поурочное планирование вряд ли понадобится.


Технологическая карта позволит вам:

— выполнить требования стандарта образования;

— понять и в системе применить введённые термины, касающиеся формирования у учащихся универсальных учебных действий;

— сформировать у детей целостную картину мира за счёт реального использования межпредметных связей;

— полностью использовать воспитательный потенциал УМК «Школа России»;

— определить степень раскрытия и границы учебного материала и соотнести их со степенью раскрытия и границами материала, изучаемого в последующих классах;

— привлечь региональный и локальный школьный материал, основываясь на УМК «Школа России»;

— раскрыть свой творческий потенциал, так как благодаря технологической карте, содержащей готовые разработки всех тем учебного плана, педагог освобождается от рутинной непродуктивной работы по подготовке к урокам;

— индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.


Подведём итоги

Таким образом, при правильном использовании технологической карты в вашей работе будут достигнуты следующие результаты:

— переориентация планирования (переход от планирования одного урока к проектированию темы, от целого к частному и от частного к целому);

— эффективное решение поставленных задач;

— прослеживание логики в решении воспитательных и образовательных задач благодаря использованию алгоритма подачи учебного материала;

— побуждение учащихся к активной самостоятельной деятельности;

— реализация очевидных межпредметных связей в плане содержания, способов деятельности и в плане формирования личности учащегося;

— расширение выбора форм работы;

— проведение диагностики и контроля на каждом этапе усвоения темы;

— целостное и системное усвоение детьми учебного материала;

— привлечение регионального и локального школьного материала на основе УМК «Школа России»;

— прогнозирование методов и способов подачи учебного материала всего курса начальной школы;

— получение учителем помощи в прохождении аттестации.

Всё изложенное выше по работе с технологической картой относится к деятельности учителя. Однако технологическая карта по своей сути является и административным инструментом:

— выстроенное в принципах стандартов нового поколения целеполагание даёт администрации школы возможность не только ориентироваться в предметных целях, но и понимать, какие цели ставит учитель, занимаясь воспитанием ребёнка, в каких направлениях идёт работа по формированию и развитию универсальных учебных действий;

— тематический принцип построения технологической карты позволяет администрации школы отслеживать соответствие содержания уроков программе, осуществлять методическую помощь учителю;

— выстроенная система диагностики и контроля за предметными, метапредметными и личностными результатами обучения поможет администрации обеспечить эффективную проверку деятельности учителя и качества знаний учащихся.






Для любых предложений по сайту: [email protected]