Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Родительный и предложный падежи
Урок № 110
Тема: Родительный и предложный падежи. |
Тип: изучение нового материала. |
|||
Задачи: • учить выделять окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; • учить обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; • развивать умение определять падеж имён прилагательных. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • определять окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; • обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах; • проверять правильность написания безударного падежного окончания имён прилагательных в форме множественного числа; • составлять предложения из данных слов. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • находить, преобразовывать и представлять информацию, содержащуюся в схеме; • планировать действия по решению учебной задачи; • выявлять соответствие результатов урока поставленной задаче. |
Личностные: • анализировать результаты учебной деятельности; • выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
||
Межпредметные связи: чтение (работа над предложением). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Предлагает рассудить, кто из учениц правильно ответил на вопрос учителя о том, в каких падежах имена прилагательные множественного числа могут иметь окончания -ых, -их. Одна ученица ответила, что имена прилагательные множественного числа имеют такие окончания в родительном падеже, а другая — что в предложном. |
• Выслушивают высказывания учениц. Выражают своё мнение. |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Предлагает записать словосочетания под диктовку, разделить на группы. У жёлтых листьев, о синих цветах, около глубоких озёр, о зрелых фруктах, с высоких гор, о проливных дождях, возле старых домов, о дальних странах, у весёлых людей, о ярких лучах. • Помогает сформулировать тему урока, определить учебную задачу. |
• Записывают под диктовку. Комментируют написание падежных окончаний. Предлагают варианты деления на группы. Приходят к единому мнению — словосочетания с именами прилагательными в родительном падеже и словосочетания с именами прилагательными в предложном падеже. Делают вывод о схожести окончаний. • Находят название темы в учебнике на с. 43. Определяют учебную задачу — учиться различать родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа, писать их падежные окончания. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Организует работу со схемами по заданию к упр. 90 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 91 в учебнике. • Предлагает выполнить задание к упр. 92 в учебнике. • Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 93 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 94 в учебнике. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 55 в рабочей тетради. |
• Рассматривают схемы. Находят нужную информацию. Делают вывод о том, что окончания -ых, -их могут иметь имена прилагательные в родительном и предложном падежах, а также в винительном падеже при сочетании имени прилагательного с одушевлёнными именами существительными. • Знакомятся с текстом, определяют тему. Читают задание. Выполняют самостоятельно. После выполнения объясняют, что имена прилагательные в родительном падеже имеют разные окончания, поскольку имеют форму единственного и множественного числа. Проводят самопроверку. • Читают задание. Определяют последовательность действий. По окончании работы объясняют написание пропущенных букв, комментируют действия, которые выполняли для определения падежа имён прилагательных. Проводят самопроверку, самооценку. • Читают задание. Планируют деятельность. Работают самостоятельно. После выполнения читают записанные тексты. Выслушивают одноклассников. Проводят самопроверку. При необходимости исправляют ошибки. Обобщают сведения о том, как определить падеж имён прилагательных множественного числа. • Читают задание. Находят общий признак словосочетаний — они стоят в форме множественного числа родительного падежа. Выполняют задание. После выполнения проводят взаимопроверку в парах. Определяют, чему следует учиться ещё. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Предлагает вернуться к проблемному вопросу: В каких падежах имена прилагательные во множественном числе могут иметь окончания -ых, -их? Инициирует обсуждение результатов выполнения заданий по изучаемой теме, значимости изучения темы для развития грамотности при письме. |
• Высказывают суждения о важности изучения темы. Определяют успешность/ неуспешность выполнения заданий по теме урока. Планируют дальнейшую деятельность. |
|||
Дополнительный материал: выполнить задание — данные словосочетания записать сначала в родительном, затем в предложном падеже множественного числа. Подводная лодка, ближнее село, прилежный ученик, горная вершина, трескучий мороз, далёкий берег, весенний ручей. |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 54 в рабочей тетради. |
||||
Дополнительные творческие задания: составить задания для одноклассников по изучаемой теме. |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||