Родительный и предложный падежи

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Родительный и предложный падежи

Урок № 110


Тема: Родительный и предложный падежи.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• учить выделять окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах;

• учить обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах;

• развивать умение определять падеж имён прилагательных.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах;

• обосновывать написание безударного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах;

• проверять правильность написания безударного падежного окончания имён прилагательных в форме множественного числа;

• составлять предложения из данных слов.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• находить, преобразовывать и представлять информацию, содержащуюся в схеме;

• планировать действия по решению учебной задачи;

• выявлять соответствие результатов урока поставленной задаче.

Личностные:

• анализировать результаты учебной деятельности;

• выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Межпредметные связи: чтение (работа над предложением).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает рассудить, кто из учениц правильно ответил на вопрос учителя о том, в каких падежах имена прилагательные множественного числа могут иметь окончания -ых, -их. Одна ученица ответила, что имена прилагательные множественного числа имеют такие окончания в родительном падеже, а другая — что в предложном.

• Выслушивают высказывания учениц. Выражают своё мнение.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает записать словосочетания под диктовку, разделить на группы.

У жёлтых листьев, о синих цветах, около глубоких озёр, о зрелых фруктах, с высоких гор, о проливных дождях, возле старых домов, о дальних странах, у весёлых людей, о ярких лучах.

• Помогает сформулировать тему урока, определить учебную задачу.

• Записывают под диктовку. Комментируют написание падежных окончаний. Предлагают варианты деления на группы. Приходят к единому мнению — словосочетания с именами прилагательными в родительном падеже и словосочетания с именами прилагательными в предложном падеже. Делают вывод о схожести окончаний.

• Находят название темы в учебнике на с. 43. Определяют учебную задачу — учиться различать родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа, писать их падежные окончания.

Организация познавательной деятельности

• Организует работу со схемами по заданию к упр. 90 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 91 в учебнике.

• Предлагает выполнить задание к упр. 92 в учебнике.

• Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 93 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 94 в учебнике.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 55 в рабочей тетради.

• Рассматривают схемы. Находят нужную информацию. Делают вывод о том, что окончания -ых, -их могут иметь имена прилагательные в родительном и предложном падежах, а также в винительном падеже при сочетании имени прилагательного с одушевлёнными именами существительными.

• Знакомятся с текстом, определяют тему. Читают задание. Выполняют самостоятельно. После выполнения объясняют, что имена прилагательные в родительном падеже имеют разные окончания, поскольку имеют форму единственного и множественного числа. Проводят самопроверку.

• Читают задание. Определяют последовательность действий. По окончании работы объясняют написание пропущенных букв, комментируют действия, которые выполняли для определения падежа имён прилагательных. Проводят самопроверку, самооценку.

• Читают задание. Планируют деятельность. Работают самостоятельно. После выполнения читают записанные тексты. Выслушивают одноклассников. Проводят самопроверку. При необходимости исправляют ошибки. Обобщают сведения о том, как определить падеж имён прилагательных множественного числа.

• Читают задание. Находят общий признак словосочетаний — они стоят в форме множественного числа родительного падежа. Выполняют задание. После выполнения проводят взаимопроверку в парах. Определяют, чему следует учиться ещё.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Предлагает вернуться к проблемному вопросу: В каких падежах имена прилагательные во множественном числе могут иметь окончания -ых, -их? Инициирует обсуждение результатов выполнения заданий по изучаемой теме, значимости изучения темы для развития грамотности при письме.

• Высказывают суждения о важности изучения темы. Определяют успешность/ неуспешность выполнения заданий по теме урока. Планируют дальнейшую деятельность.

Дополнительный материал: выполнить задание — данные словосочетания записать сначала в родительном, затем в предложном падеже множественного числа.

Подводная лодка, ближнее село, прилежный ученик, горная вершина, трескучий мороз, далёкий берег, весенний ручей.

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 54 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: составить задания для одноклассников по изучаемой теме.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]