Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Подробное изложение повествовательного текста
Урок № 112
Тема: Подробное изложение повествовательного текста. |
Тип: изучение нового материала. |
||
Задачи: • развивать умение определять тему и главную мысль текста; • развивать умение составлять план текста; • развивать умение самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • определять тему и главную мысль текста; • составлять план текста; • соблюдать нормы построения текста; • подробно излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • строить речевое монологическое высказывание; • осуществлять деятельность в соответствии с планом; • оценивать правильность написанного текста. |
Личностные: • учиться доброжелательному отношению к окружающему миру; • учиться видеть необычное в каждом предмете и радоваться тому, что происходит вокруг. |
|
Межпредметные связи: чтение (пересказ текста). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает прочитать высказывание известного физика Альберта Эйнштейна, объяснить его смысл, высказать свою точку зрения. «Есть только два способа прожить жизнь. Первый — будто чудес не существует. Второй — будто кругом одни чудеса». |
• Читают высказывание. Рассуждают, опираясь на личный опыт. Делают выводы. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Предлагает прослушать стихотворение В. Шефнера, определить, о каких чудесах идёт речь, к чему призывает поэт, как он это объясняет. Миг Не привыкайте к чудесам — Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам — Глазами к ним тянитесь. Приглядывайтесь к облакам. Прислушивайтесь к птицам. Прикладывайтесь к родникам — Ничто не повторится. За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Всё будет так — и всё не так Через одно мгновенье. • Предлагает прочитать тему урока, определить учебную задачу. • Организует подготовку к написанию изложения текста по заданию к упр. 99 в учебнике. Предлагает прочитать текст, высказать свои впечатления. • Предлагает определить тему всего текста: «В этом тексте говорится о...» • Нацеливает на выделение главной мысли текста: «Автор хотел показать...» • Просит подобрать заголовок. • Организует самостоятельную деятельность учащихся в парах по подготовке к изложению с опорой на памятку в учебнике на с. 150. • Создаёт условия для составления и представления устных пересказов. • Организует самостоятельную работу учащихся по редактированию, записи и проверке текста. • Предлагает проверить: Ø соответствует ли текст теме и главной мысли; Ø понятны ли те чувства, которые хотели передать; Ø понятно ли содержание; Ø удачно ли выбраны слова и выражения, не имеется ли повторов; Ø грамотно ли записан текст. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 59 в рабочей тетради. |
• Читают стихотворение. Анализируют содержание. Определяют тему и главную мысль стихотворения. • Читают название темы. Ставят задачу — учиться подробно излагать содержание повествовательного текста, грамотно его записывать, проверять написанное. • Читают текст. Делятся мыслями о прочитанном. • Определяют тему — волшебный багульник. • Выделяют главную мысль — важно видеть необычное в обычных вещах. • Предлагают варианты заголовков, обсуждают. Приходят к единому мнению. • В парах перечитывают пункты плана в памятке. Действуют по плану. • Устно пересказывают текст. Выслушивают друг друга. При необходимости тексты редактируют. • Записывают в тетрадь. • Проводят самопроверку по выделенным критериям. • Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает обсудить, какие затруднения встретились при подготовке к изложению, как удалось преодолеть их, чему следует учиться ещё. |
• Анализируют работу над изложением и её результат. Выявляют затруднения. Делают выводы. |
||
Дополнительный материал: выставка книг Ю. Яковлева. |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: проверить текст после записи. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить пересказ текста от лица Кости или любого ученика класса. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|