Правописание возвратных глаголов - Урок 2

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Правописание возвратных глаголов - Урок 2

Урок № 147


Тема: Правописание возвратных глаголов.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• учить отличать возвратные глаголы от других форм глагола;

• учить задавать вопрос к возвратным глаголам, правильно их записывать;

• учить отличать возвратные глаголы в неопределённой форме от формы 3-го лица единственного и множественного числа.

Планируемые результаты

Предметные:

• узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола;

• правильно произносить и писать возвратные глаголы;

• отличать возвратные глаголы в неопределённой форме от формы 3-го лица единственного и множественного числа;

• спрягать возвратные глаголы;

• грамотно записывать текст по памяти;

• проверять написанное.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• осуществлять деятельность в соответствии с планом;

• соотносить сделанный вывод с образцом;

• вносить изменения в текст после сравнения с образцом;

• оценивать достаточность или недостаточность знаний;

• выполнить самооценку, взаимооценку.

Личностные:

• выявлять причины успешности/неуспешное™ в учебной деятельности.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир (организация и проведение наблюдения).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает дописать фразы, выявить затруднения.

Глаголы с суффиксом ... называются возвратными. Возвратные глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос ... или .... Перед суффиксом ...в возвратных глаголах неопределённой формы всегда пишется ... . Например: ... , ... , ... .

• Работают самостоятельно. После выполнения проводят самопроверку, соотносят фразы с текстом на с. 102 в учебнике. Делают вывод о достаточности или недостаточности знаний. Определяют, почему не смогли заполнить все пропуски, чему ещё нужно учиться.

Мотивация познавательной деятельности

• Создаёт проблемную ситуацию. Предлагает определить, кто из девочек правильно записал предложение. Одна написала так: Мальчик хорошо учится по математике. Другая так: Мальчик хорошо учиться по математике.

• Нацеливает на выявление темы урока, определение учебной задачи.

• Высказывают предположения. Выявляют затруднение из-за недостаточности знаний.

• Находят в учебнике с. 104, читают название темы. Ставят учебную задачу — узнать, когда пишется -тся, а когда -ться, учиться грамотно писать возвратные глаголы.

Организация познавательной деятельности

• Организует исследовательскую деятельность учащихся по заданию к упр. 216 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 217 в учебнике.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 218 в учебнике.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 219 в учебнике.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 223 или 224 в учебнике по выбору. После выполнения предлагает дать советы одноклассникам, что нужно знать и делать, чтобы писать грамотно.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 220 в учебнике.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 138 в рабочей тетради.

• Рассматривают глаголы и вопросы к ним. Определяют, в какой форме глагол оканчивается на -ться, а в какой — на -тся. Делают вывод о том, что в неопределённой форме у возвратных глаголов перед суффиксом -ся пишется мягкий знак, а в форме 3-го лица единственного или множественного числа перед суффиксом -ся мягкий знак не пишется. Проверяют сделанный вывод — соотносят с информацией в учебнике на с. 104. При необходимости исправляют или дополняют.

• Читают задание. Выполняют самостоятельно. Объясняют написание глаголов с выделенными буквосочетаниями. Сравнивают произношение буквосочетаний в имени существительном и глаголах. Делают вывод о сходстве произношения и необходимости быть внимательными при написании. Подтверждают свой вывод информацией в учебнике на с. 105.

• Читают и выполняют задание самостоятельно. По окончании доказывают правильность записи глаголов с опорой на сделанные выводы. Проводят самопроверку.

• Читают задание. Определяют, какие знания потребуются для выполнения задания. Работают самостоятельно. После выполнения обосновывают выбор буквы т или букв ть. Проводят самопроверку.

• Читают задания к упражнениям. Выбирают упражнение. Планируют деятельность. Выполняют задание. В парах временного состава (по выбору задания) проводят взаимопроверку. Дают советы одноклассникам.

• Читают задание. В парах объясняют написание слов с пропущенными буквами. Готовятся и записывают текст по памяти. Проводят самопроверку и самооценку на основе сравнения с образцом.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Предлагает составить и задать вопросы одноклассникам, чтобы узнать, чему научились на уроке, какие вопросы и задания вызвали затруднения, что осталось непонятным, чему ещё следуют учиться.

• Составляют и задают вопросы для подведения итогов урока. Выявляют причины успешности/неуспешности. Делают выводы.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словом, предложением и текстом «Калан», с. 147).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задания к упр. 136, 137 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: составить памятку «Как отличить возвратные глаголы в неопределённой форме от формы 3-го лица единственного и множественного числа».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]