Простые и сложные предложения

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Простые и сложные предложения

Урок № 17


Тема: Простые и сложные предложения.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• формировать умение различать простые и сложные предложения;

• развивать умение выделять грамматические основы в сложном предложении;

• создавать условия для развития умения ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Планируемые результаты

Предметные:

• сравнивать простые и сложные предложения;

• определять способы соединения частей сложного предложения;

• ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного;

• выделять в сложном предложении его основы.

Метапредметные

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• планировать деятельность, прогнозировать результат;

• выявлять достаточность или недостаточность знаний по изучаемой теме;

• находить источники информации, способы отбора нужной информации.

Личностные

• осознавать личную ответственность за результаты своей деятельности.

Межпредметные связи: чтение (работа над пословицами).

Ресурсы урока: учебник, ч. I; рабочая тетрадь, ч. I; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает обратиться к содержанию учебника на с. 159, рассказать, какой раздел изучается, какие темы рассмотрели, назвать следующую тему, определить нужную страницу.

• Уточняет, могут ли учащиеся ответить на вопрос на с. 36 учебника. Нацеливает на определение учебной задачи.

• Анализируют содержание. Называют изученные темы. Планируют, что будут изучать тему «Простые и сложные предложения», называют номер страницы в учебнике.

• Находят в учебнике с. 36, читают и отвечают на вопрос, опираясь на сведения, полученные в 3-м классе. Предполагают, что на уроке будут учиться различать простые и сложные предложения, узнают дополнительную информацию о сложных предложениях.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает проверить себя, выполнить задания, сделать вывод, все ли задания удалось правильно выполнить.

1. Закончить фразы.

Предложения, в которых одна грамматическая основа, называются ________________ .

Предложения, в которых две и более грамматических основ, называются ________________ .

2. Прочитать. Определить, под какими буквами записаны сложные предложения.

а) Утром светило яркое солнце, но к вечеру небо заволокли тучи.

б) Зимой солнце светит, но не греет.

в) Мы весь день бродили по лесным тропинкам, и я много узнал о жизни леса.

г) Паук-водолаз спускается на паутинке на дно пруда и на брюшке тащит шарик воздуха.

• Читают задания. Если могут, то выполняют. Если не могут или сомневаются — пропускают. Проводят самооценку: делают вывод о том, что во время работы возникли сомнения, поэтому необходимо уточнить информацию о простых и сложных предложениях.

Организация познавательной деятельности

• Организует деятельность учащихся по заданию к упр. 49 в учебнике — найти отличия простого предложения от сложного.

• Предлагает самостоятельно или в парах выполнить задание к упр. 50 в учебнике. понаблюдать, как связаны между собой части сложного предложения.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся в парах по заданию к упр. 51 в учебнике. Обращает внимание на постановку запятой между частями сложного предложения.

• Организует деятельность учащихся в парах для выполнения задания к упр. 52 в учебнике.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 51 в рабочей тетради, уточнив признаки сложного предложения.

• Обращает внимание на упр. 50 в рабочей тетради, предлагает выполнить его дома.

• Читают текст стихотворения. По заданию объясняют роль слов, употреблённых в переносном значении. Называют отличия простого предложения от сложного, выделяют грамматические основы. Доказывают правильность своего ответа, опираясь на правило на с. 36 в учебнике.

• Читают и выполняют задание. На основе наблюдения делают вывод о способах связи частей сложного предложения, приводят примеры. Соотносят сделанный вывод с информацией на с. 37 учебника. Дополняют или корректируют свои ответы.

• В парах читают и выполняют задание. Комментируют и обсуждают свои действия. По окончании работы представляют составленные пословицы, называют грамматические основы сложных предложений.

• Читают и списывают стихотворение. В парах объясняют постановку запятых в предложении.

• Читают задание. Называют отличительные признаки сложного предложения. Составляют и читают свои варианты сложных предложений, доказывают, что прочитанные предложения являются сложными. Отмечают наиболее интересные варианты.

• Читают задание. Комментируют последовательность выполнения.

Подведение итогов

• Возвращает к проверочной работе, выполненной на этапе актуализации необходимых знаний, просит выполнить её повторно, оценить результаты, сделать выводы, чему планировали учиться на уроке и чему научились.

• Повторно выполняют задания. Проводят самооценку. Делают вывод о том, что на уроке планировали учиться различать простые и сложные предложения, узнать дополнительную информацию о сложных предложениях. По результатам выполнения работы оценивают, решена ли поставленная задача.

Дополнительный материал: правила вежливого общения, решения конфликтных ситуаций.

Диагностика достижения планируемых результатов: выделить грамматические основы в предложениях.

1. Яблони цветут, но не все бутоны раскрылись.

2. Ветер травы наклонил, колокольчик зазвонил.

3. В летнем небе пронзительно свистели свиристели.

4. На солнце тёмный лес зардел, в долине пар белеет тонкий.

5. Солнце поднялось над дальним лугом.

Дополнительные творческие задания: составить текст из трёх — пяти сложных предложений на тему «Весь день стоит как бы хрустальный...» (Ф. Тютчев).

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]