Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Простые и сложные предложения
Урок № 17
Тема: Простые и сложные предложения. |
Тип: изучение нового материала. |
|||
Задачи: • формировать умение различать простые и сложные предложения; • развивать умение выделять грамматические основы в сложном предложении; • создавать условия для развития умения ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • сравнивать простые и сложные предложения; • определять способы соединения частей сложного предложения; • ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного; • выделять в сложном предложении его основы. |
Метапредметные • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • планировать деятельность, прогнозировать результат; • выявлять достаточность или недостаточность знаний по изучаемой теме; • находить источники информации, способы отбора нужной информации. |
Личностные • осознавать личную ответственность за результаты своей деятельности. |
||
Межпредметные связи: чтение (работа над пословицами). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. I; рабочая тетрадь, ч. I; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Предлагает обратиться к содержанию учебника на с. 159, рассказать, какой раздел изучается, какие темы рассмотрели, назвать следующую тему, определить нужную страницу. • Уточняет, могут ли учащиеся ответить на вопрос на с. 36 учебника. Нацеливает на определение учебной задачи. |
• Анализируют содержание. Называют изученные темы. Планируют, что будут изучать тему «Простые и сложные предложения», называют номер страницы в учебнике. • Находят в учебнике с. 36, читают и отвечают на вопрос, опираясь на сведения, полученные в 3-м классе. Предполагают, что на уроке будут учиться различать простые и сложные предложения, узнают дополнительную информацию о сложных предложениях. |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Предлагает проверить себя, выполнить задания, сделать вывод, все ли задания удалось правильно выполнить. 1. Закончить фразы. Предложения, в которых одна грамматическая основа, называются ________________ . Предложения, в которых две и более грамматических основ, называются ________________ . 2. Прочитать. Определить, под какими буквами записаны сложные предложения. а) Утром светило яркое солнце, но к вечеру небо заволокли тучи. б) Зимой солнце светит, но не греет. в) Мы весь день бродили по лесным тропинкам, и я много узнал о жизни леса. г) Паук-водолаз спускается на паутинке на дно пруда и на брюшке тащит шарик воздуха. |
• Читают задания. Если могут, то выполняют. Если не могут или сомневаются — пропускают. Проводят самооценку: делают вывод о том, что во время работы возникли сомнения, поэтому необходимо уточнить информацию о простых и сложных предложениях. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Организует деятельность учащихся по заданию к упр. 49 в учебнике — найти отличия простого предложения от сложного. • Предлагает самостоятельно или в парах выполнить задание к упр. 50 в учебнике. понаблюдать, как связаны между собой части сложного предложения. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся в парах по заданию к упр. 51 в учебнике. Обращает внимание на постановку запятой между частями сложного предложения. • Организует деятельность учащихся в парах для выполнения задания к упр. 52 в учебнике. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 51 в рабочей тетради, уточнив признаки сложного предложения. • Обращает внимание на упр. 50 в рабочей тетради, предлагает выполнить его дома. |
• Читают текст стихотворения. По заданию объясняют роль слов, употреблённых в переносном значении. Называют отличия простого предложения от сложного, выделяют грамматические основы. Доказывают правильность своего ответа, опираясь на правило на с. 36 в учебнике. • Читают и выполняют задание. На основе наблюдения делают вывод о способах связи частей сложного предложения, приводят примеры. Соотносят сделанный вывод с информацией на с. 37 учебника. Дополняют или корректируют свои ответы. • В парах читают и выполняют задание. Комментируют и обсуждают свои действия. По окончании работы представляют составленные пословицы, называют грамматические основы сложных предложений. • Читают и списывают стихотворение. В парах объясняют постановку запятых в предложении. • Читают задание. Называют отличительные признаки сложного предложения. Составляют и читают свои варианты сложных предложений, доказывают, что прочитанные предложения являются сложными. Отмечают наиболее интересные варианты. • Читают задание. Комментируют последовательность выполнения. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Возвращает к проверочной работе, выполненной на этапе актуализации необходимых знаний, просит выполнить её повторно, оценить результаты, сделать выводы, чему планировали учиться на уроке и чему научились. |
• Повторно выполняют задания. Проводят самооценку. Делают вывод о том, что на уроке планировали учиться различать простые и сложные предложения, узнать дополнительную информацию о сложных предложениях. По результатам выполнения работы оценивают, решена ли поставленная задача. |
|||
Дополнительный материал: правила вежливого общения, решения конфликтных ситуаций. |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выделить грамматические основы в предложениях. 1. Яблони цветут, но не все бутоны раскрылись. 2. Ветер травы наклонил, колокольчик зазвонил. 3. В летнем небе пронзительно свистели свиристели. 4. На солнце тёмный лес зардел, в долине пар белеет тонкий. 5. Солнце поднялось над дальним лугом. |
||||
Дополнительные творческие задания: составить текст из трёх — пяти сложных предложений на тему «Весь день стоит как бы хрустальный...» (Ф. Тютчев). |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||