Изменение имён существительных по падежам - Урок 2

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Изменение имён существительных по падежам - Урок 2

Урок № 44


Тема: Изменение имён существительных по падежам.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• развивать умение определять падеж имён существительных;

• формировать умение различать имена существительные в винительном, родительном и дательном падежах;

• учить различать признаки падежных форм имён существительных.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять падеж имён существительных;

• различать имена существительные в начальной форме и формах косвенных падежей;

• различать падежные и смысловые вопросы;

• различать имена существительные в винительном, родительном, дательном падежах.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• определять правильность выполнения задания, обосновывать своё мнение;

• проводить самопроверку, самооценку;

• оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные:

• проявлять готовность и способность к саморазвитию.

Межпредметные связи: окружающий мир, математика (работа с таблицами).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает определить, кто из учащихся, Марина или Денис, правильно выполнил задание — определил падеж имён существительных.

Марина выполнила так:

Увидел сестру (Р. п.), купил для сестры (Р. п.), беспокоился за отца (Р. п.), поздравил отца (Р. п.), погладил собаку (Р. п.), убежал от собаки (Р. п.), обиделся на друга (Р. п.), обидел друга (Р. п.).

Денис выполнил так:

Увидел сестру (В. п.), купил для сестры (В. п.), беспокоился за отца (В. п.), поздравил отца (В. п.), погладил собаку (В. п.), убежал от собаки (В. п.), обиделся на друга (В. п.), обидел друга (В. п.).

• Просит сформулировать проблему, уточнить название темы, поставить учебную задачу.

• Выполняют задание. Рассуждают о правильности его выполнения. Испытывают затруднение, не могут обосновать своё мнение или пытаются, но не уверены.

• Выявляют затруднение — не могут различить имена существительные в родительном и винительном падежах. Уточняют тему урока, определяют учебную задачу — учиться определять падеж имён существительных, различать имена существительные в винительном и родительном падежах.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает заполнить таблицу, выявить отличия винительного и родительного падежей.

• Самостоятельно вписывают необходимые данные, соотносят с таблицей на с. 82 в учебнике. Проводят самопроверку и самооценку. Сравнивают падежи по всем показателям. Делают вывод о том, что винительный и родительный падежи отличаются предлогами, а также в винительном и родительном падежах одинаковые вопросы ставятся только к одушевлённым существительным.


Падеж

Предлоги

Вопросы

Роль в предложении


Р.




В.




Организация познавательной деятельности


• Предлагает провести наблюдение — записать имена существительные сначала в винительном падеже, затем в родительном. Провести сравнение.

Сестра, собака, птица, няня, дядя.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 143 в учебнике.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 144 в учебнике.

• Предлагает выполнить задание к упр. 145 в учебнике. Даёт право выбора формы работы — индивидуально или в парах.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 146 в учебнике. Обращает внимание на существование и употребление смысловых вопросов.

• Знакомит с домашним заданием — упр. 122 в рабочей тетради.

• Выполняют задание. Делают вывод о том, что одушевлённые имёна существительные в винительном и родительном падежах имеют разные окончания: в винительном — окончания -у, -ю, в родительном — окончания -ы, -и.

• Читают задание. Обсуждают, по каким признакам можно определить имена существительные в родительном падеже. Самостоятельно выполняют задание, обсуждают полученные результаты. Проводят самопроверку и самооценку.

• Самостоятельно читают задание, планируют действия, выполняют. По окончании объясняют, в чём сходство и в чём различие падежных форм одних и тех же имён существительных, обобщают, по каким признакам можно определить падеж — винительный или родительный. Выполняют самопроверку и самооценку выполненного задания.

• Читают задание, выбирают форму работы. Выполняют задание. Делают вывод, по каким признакам можно определить имена существительные в дательном падеже. Проверяют сделанный вывод по таблице в учебнике на с. 82.

• Читают и самостоятельно выполняют задание. Обобщают сведения об именах существительных в дательном падеже.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.


Подведение итогов


• Предлагает вернуться к первому заданию, определить, кто правильно его выполнил — Марина или Денис, обосновать свой ответ.

• Выполняют задание. Делают вывод, что никто из детей не выполнил это задание верно. Доказывают высказанное мнение. Проводят самопроверку и самооценку.


Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (комментированное письмо, с. 125, дательный падеж).


Диагностика достижения планируемых результатов: определить падеж имён существительных.

Стоял у дороги, прошёл сквозь землю, сделал для школы, перепрыгнул через лужу, доехал до деревни, рассказал про ежа, вышел из комнаты, посмотрел на улицу.


Дополнительные творческие задания: сочинить сказочную историю о том, как винительный и родительный падежи вопросы делили.


Самоанализ


Достижения

Сложности

Предложения



















Для любых предложений по сайту: [email protected]