Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
3-е склонение имён существительных - Урок 2
Урок № 52
Тема: 3-е склонение имён существительных. |
Тип: повторение изученного материала. |
|||
Задачи: • учить определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению; • учить различать ударные и безударные падежные окончания имён существительных 3-го склонения; • развивать умение сравнивать имена существительные 1, 2 и 3-го склонений. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению; • подбирать примеры имён существительных 3-го склонения; • сопоставлять ударные и безударные окончания имён существительных 3-го склонения. |
Метапредметные: • анализировать информацию, представленную в таблице; • делать выводы на основе сравнения и наблюдения; • составлять и представлять монологическое высказывание; • адекватно реагировать на замечания окружающих, проводить самопроверку и самооценку. |
Личностные: • рассуждать на личностно-ориентированные темы, высказывать свою точку зрения, делиться впечатлениями. |
||
Межпредметные связи: чтение (составление текста). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Предлагает определить, по какому признаку слова распределены по группам, назвать общий признак, дописать в каждую строку по два примера. Дядя, дедушка, мама, матушка. Ливень, дождь, озеро, море. Лень, тень, речь, печь. • После выполнения задания просит записать эти имена существительные в родительном, дательном и предложном падежах. Задаёт проблемные вопросы: В каких случаях возникли затруднения при выборе окончания? Какие случаи могут проверить? • Нацеливает на определение темы, постановку учебной задачи. |
• Читают слова. Называют варианты деления на группы. Выбирают наиболее удачный — по склонениям. Приводят примеры слов каждого склонения. Доказывают правильность выбранных слов, опираясь на изученные признаки. • Ставят имена существительные в форму нужных падежей. Наблюдают за написанием слов. Делают вывод, в каких случаях затруднений не возникло, называют способы проверки написания окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонений. Сомневаются при попытке проверить безударные окончания имён существительных 3-го склонения. • Находят название темы на с. 98 в учебнике. Ставят учебную задачу — учиться писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения. |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся в парах по заданию к упр. 173 в учебнике. |
• Читают и выполняют задание в парах — доказывают принадлежность имён существительных к 3-му склонению. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Создаёт условия для анализа информации, представленной в таблице, по заданию к упр. 174 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 175 в учебнике. • В классах со средним и высоким уровнем обученности может предложить составить текст-описание на тему «Радость бывает разная». Предлагает объяснить лексическое значение слова радость, подобрать к нему синонимы и антонимы. • Просит объяснить смысл пословиц. Кто в радости живёт, того и кручина неймёт. Радость лучше богатства. Радость что солнышко — улыбнётся и скроется. • Предлагает прочитать стихотворение В. Берестова, определить тему, главную мысль текста. • Предлагает к слову радость подобрать имена прилагательные, составить словосочетания или предложения, при необходимости обратиться к словарю эпитетов. • Организует деятельность учащихся по составлению текста-описания, предлагает спланировать действия. • Знакомит с домашним заданием — упр. 131 в рабочей тетради. |
• Читают задание. Сравнивают написание ударных и безударных окончаний имён существительных 3-го склонения. Делают вывод. Проверяют себя — соотносят сделанный вывод с информацией на с. 99 в учебнике. При необходимости вносят изменения, дополняют. • Самостоятельно читают задание. Планируют действия по выполнению. Проводят самопроверку и самооценку — сверяют с образцом (таблица на с. 98 в учебнике). • Объясняют значение слова, опираясь на личный опыт, проверяют по словарю. Подбирают синонимы: радость — ликование, торжество, праздник; отрада, просвет, светлое пятно. Называют антонимы: радость — грусть, скорбь, тоска, несчастье, горе, печаль, огорчение, кручина. • Высказывают свою точку зрения. Делятся мыслями. Обмениваются мнениями. • Читают стихи. Выполняют задание. Выражают согласие или несогласие с тем, в чём автор видит радость. Предлагают свои варианты. • Называют имена прилагательные: безбрежная, беззаботная, безумная, большая, внезапная, горячая, грустная, задумчивая, искренняя, лёгкая, маленькая, мимолётная, нежданная, огромная, робкая, светлая, сдержанная, сердечная, скрытая, сладкая, случайная, творческая и др. Составляют словосочетания или предложения. Выслушивают одноклассников. • Уточняют признаки текста-описания. Составляют план действий: определить тему, главную мысль текста, продумать вступление, основную часть, заключение, отобрать материал для каждой части текста. Представляют устный текст. Выслушивают одноклассников. Отмечают наиболее интересные и грамотные варианты. Вносят изменения. Записывают текст в тетрадь. Проводят самопроверку. • Читают задание. Комментируют действия по выполнению. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Предлагает обобщить, чему планировали учиться на уроке, чему научились. Просит прокомментировать, испытали ли на уроке чувство радости, от каких действий. |
• Анализируют результаты учебной деятельности на уроке. Делятся впечатлениями. |
|||
Дополнительный материал: Радость побежала по дорожке. Новым шишкам радуется ёлка. Радость распахнула все окошки. Разбудите, дети, всех людей! Радуется клён, что он силён — Радость запрягает лошадей. Радуги на ветке держит он. Надевайте лучшие одёжки — Рады зайцы, что спугнули волка. Радость распахнула все окошки. (В. Берестов) |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: просклонять имена существительные тень, гель, метель, выделить окончания, проверить написание безударных окончаний по таблице на с. 98. |
||||
Дополнительные творческие задания: написать сочинение-рассуждение на тему «Умею ли я радоваться». |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||