3-е склонение имён существительных - Урок 2

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

3-е склонение имён существительных - Урок 2

Урок № 52


Тема: 3-е склонение имён существительных.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• учить определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению;

• учить различать ударные и безударные падежные окончания имён существительных 3-го склонения;

• развивать умение сравнивать имена существительные 1, 2 и 3-го склонений.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению;

• подбирать примеры имён существительных 3-го склонения;

• сопоставлять ударные и безударные окончания имён существительных 3-го склонения.

Метапредметные:

• анализировать информацию, представленную в таблице;

• делать выводы на основе сравнения и наблюдения;

• составлять и представлять монологическое высказывание;

• адекватно реагировать на замечания окружающих, проводить самопроверку и самооценку.

Личностные:

• рассуждать на личностно-ориентированные темы, высказывать свою точку зрения, делиться впечатлениями.

Межпредметные связи: чтение (составление текста).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает определить, по какому признаку слова распределены по группам, назвать общий признак, дописать в каждую строку по два примера.

Дядя, дедушка, мама, матушка.

Ливень, дождь, озеро, море.

Лень, тень, речь, печь.

• После выполнения задания просит записать эти имена существительные в родительном, дательном и предложном падежах. Задаёт проблемные вопросы: В каких случаях возникли затруднения при выборе окончания? Какие случаи могут проверить?

• Нацеливает на определение темы, постановку учебной задачи.

• Читают слова. Называют варианты деления на группы. Выбирают наиболее удачный — по склонениям. Приводят примеры слов каждого склонения. Доказывают правильность выбранных слов, опираясь на изученные признаки.

• Ставят имена существительные в форму нужных падежей. Наблюдают за написанием слов. Делают вывод, в каких случаях затруднений не возникло, называют способы проверки написания окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонений. Сомневаются при попытке проверить безударные окончания имён существительных 3-го склонения.

• Находят название темы на с. 98 в учебнике. Ставят учебную задачу — учиться писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения.

Актуализация необходимых знаний

• Организует самостоятельную деятельность учащихся в парах по заданию к упр. 173 в учебнике.

• Читают и выполняют задание в парах — доказывают принадлежность имён существительных к 3-му склонению.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для анализа информации, представленной в таблице, по заданию к упр. 174 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 175 в учебнике.

• В классах со средним и высоким уровнем обученности может предложить составить текст-описание на тему «Радость бывает разная». Предлагает объяснить лексическое значение слова радость, подобрать к нему синонимы и антонимы.

• Просит объяснить смысл пословиц.

Кто в радости живёт, того и кручина неймёт.

Радость лучше богатства.

Радость что солнышко — улыбнётся и скроется.

• Предлагает прочитать стихотворение В. Берестова, определить тему, главную мысль текста.

• Предлагает к слову радость подобрать имена прилагательные, составить словосочетания или предложения, при необходимости обратиться к словарю эпитетов.

• Организует деятельность учащихся по составлению текста-описания, предлагает спланировать действия.

• Знакомит с домашним заданием — упр. 131 в рабочей тетради.

• Читают задание. Сравнивают написание ударных и безударных окончаний имён существительных 3-го склонения. Делают вывод. Проверяют себя — соотносят сделанный вывод с информацией на с. 99 в учебнике. При необходимости вносят изменения, дополняют.

• Самостоятельно читают задание. Планируют действия по выполнению. Проводят самопроверку и самооценку — сверяют с образцом (таблица на с. 98 в учебнике).

• Объясняют значение слова, опираясь на личный опыт, проверяют по словарю. Подбирают синонимы: радость — ликование, торжество, праздник; отрада, просвет, светлое пятно. Называют антонимы: радость — грусть, скорбь, тоска, несчастье, горе, печаль, огорчение, кручина.

• Высказывают свою точку зрения. Делятся мыслями. Обмениваются мнениями.

• Читают стихи. Выполняют задание. Выражают согласие или несогласие с тем, в чём автор видит радость. Предлагают свои варианты.

• Называют имена прилагательные: безбрежная, беззаботная, безумная, большая, внезапная, горячая, грустная, задумчивая, искренняя, лёгкая, маленькая, мимолётная, нежданная, огромная, робкая, светлая, сдержанная, сердечная, скрытая, сладкая, случайная, творческая и др. Составляют словосочетания или предложения. Выслушивают одноклассников.

• Уточняют признаки текста-описания. Составляют план действий: определить тему, главную мысль текста, продумать вступление, основную часть, заключение, отобрать материал для каждой части текста. Представляют устный текст. Выслушивают одноклассников. Отмечают наиболее интересные и грамотные варианты. Вносят изменения. Записывают текст в тетрадь. Проводят самопроверку.

• Читают задание. Комментируют действия по выполнению.

Подведение итогов

• Предлагает обобщить, чему планировали учиться на уроке, чему научились. Просит прокомментировать, испытали ли на уроке чувство радости, от каких действий.

• Анализируют результаты учебной деятельности на уроке. Делятся впечатлениями.

Дополнительный материал:

Радость побежала по дорожке. Новым шишкам радуется ёлка. Радость распахнула все окошки. Разбудите, дети, всех людей! Радуется клён, что он силён — Радость запрягает лошадей. Радуги на ветке держит он. Надевайте лучшие одёжки — Рады зайцы, что спугнули волка. Радость распахнула все окошки.

(В. Берестов)

Диагностика достижения планируемых результатов: просклонять имена существительные тень, гель, метель, выделить окончания, проверить написание безударных окончаний по таблице на с. 98.

Дополнительные творческие задания: написать сочинение-рассуждение на тему «Умею ли я радоваться».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]