Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану
Урок № 54
Тема: Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
Тип: изучение нового материала. |
||
Задачи: • формировать умение определять тему и главную мысль текста; • развивать умение составлять план текста; • учить самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • определять тему и главную мысль текста; • составлять план текста; • соблюдать нормы построения текста; • подробно излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • строить речевое монологическое высказывание; • осуществлять деятельность в соответствии с планом; • оценивать правильность написанного текста. |
Личностные: • учиться доброжелательному отношению к окружающему миру. |
|
Межпредметные связи: чтение (пересказ текста). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Записывает на доске: Н. И. Сладков. Предлагает познакомиться с автором текста для изложения, вспомнить его рассказы, предположить, о чём будет текст. |
• Читают фамилию писателя, называют прочитанные рассказы. Высказывают предположения о том, что в тексте речь будет идти о животных или птицах. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Создаёт условия для работы с памяткой на с. 145. Предлагает самостоятельно перечитать пункты памятки, определить последовательность работы над изложением. |
• Находят нужную страницу. Вспоминают последовательность работы над изложением. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает прочитать текст из упр. 56 в учебнике, озаглавить. • Организует подготовку к изложению в форме диалога по памятке. • Знакомит с домашним заданием — упр. 133 в рабочей тетради. |
• Знакомятся с текстом. Подбирают заголовок. Обсуждают варианты. • Готовятся к изложению с опорой на памятку. Самостоятельно читают текст. Выясняют значение непонятных слов, словосочетаний и предложений, используя различные источники информации. Предлагают, о чём можно сказать в заключительной части. Обсуждают. Определяют и обсуждают тему текста — храбрый поползень. Определяют и обсуждают главную мысль текста — и слабый удар грозен, если нанесён вовремя. Обращают внимание на то, какие слова и выражения использует автор для раскрытия темы и основной мысли текста. Высказывают и обосновывают своё мнение. Составляют план: озаглавливают каждую часть текста. Сначала самостоятельно, затем обсуждают в классе, выбирая наиболее удачные варианты. Возможный вариант: 1. Тревога. 2. Беда совсем близко. 3. Чудо. 4. Наказание. Работают в парах. Находят слова с орфограммами, объясняют их правописание. Обращают внимание на оформление предложений, постановку знаков препинания. Перечитывают текст самостоятельно. Готовятся к пересказу. По желанию представляют пересказ одноклассникам. Выслушивают оценочные суждения, советы по корректировке текста. Записывают текст. Проводят проверку написанного изложения. • Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает обсудить, какие затруднения встретились при работе над изложением, как удалось их преодолеть, чему ещё следует учиться. |
• Анализируют работу над изложением и результат работы. Выявляют затруднения. Делают выводы. |
||
Дополнительный материал: биография Н. И. Сладкова, выставка его книг. |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: редактировать текст после записи. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить и пересказать текст от лица поползня. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|