Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Роль имён прилагательных в языке. Образование имён прилагательных
Урок № 85
Тема: Роль имён прилагательных в языке. Образование имён прилагательных. |
Тип: изучение нового материала. |
||||
Задачи: • обобщить сведения о грамматических признаках имён прилагательных; • создать условия для выявления роли имён прилагательных в языке; • учить образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: • находить имена прилагательные среди других слов в тексте; • подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные; • образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов; • подбирать к именам прилагательным синонимы и антонимы. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • осуществлять выбор на основе адекватной оценки собственных знаний; • подводить под определение на основе распознавания объектов; • определять промежуточные результаты; • планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей. |
Личностные: • стремиться к самовыражению через материал предмета; • осознавать личную ответственность за сделанный выбор. |
|||
Межпредметные связи: чтение (анализ стихотворения). |
|||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся — предлагает выполнить задание на выбор; упр. 2 в учебнике или упр. 2 в рабочей тетради. Нацеливает на выявление части речи, которая помогает создать полное описание предмета. |
• Читают и выбирают задание. Выполняют самостоятельно. По окончании представляют результаты. Делают вывод о роли имён прилагательных в языке и речи. |
||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• Помогает определить тему, учебную задачу урока — предлагает рассмотреть информацию на с. 3 в учебнике, выявить планируемые результаты изучения раздела, определить, на какие вопросы ответят сегодня на уроке. |
• Ищут необходимую информацию. Обсуждают планируемые результаты. Называют тему урока, ставят учебную задачу — определить роль имён прилагательных в речи, уточнить, что они обозначают и как образуются. |
||||
Организация познавательной деятельности |
|||||
• Организует коллективную деятельность учащихся по заданию к упр. 1 в учебнике. • Обращает внимание на употребление имён прилагательных в полной и краткой форме. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 5 в учебнике. Нацеливает на уточнение, каким членом предложения могут быть имена прилагательные. • Организует самостоятельную деятельность учащихся в парах по заданию к упр. 6 в учебнике. • Предлагает подвести промежуточные итоги, определить, какие сведения об именах прилагательных уточнили, на какой ещё вопрос следует ответить. • Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 3 в учебнике. • Организует работу в парах по заданию к упр. 4 в учебнике. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 6 в рабочей тетради. • Предлагает выполнить задание по выбору — упр. 5 в рабочей тетради или упр. 7 в учебнике. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 3 в рабочей тетради. |
• Читают стихотворение А. Фета, обсуждают содержание и выбор средств для создания образа. • Находят имена прилагательные в полной и краткой форме. Читают дополнительную информацию. Выделяют роль имён прилагательных в языке и речи. • Читают задание. Определяют последовательность действий. По окончании делают вывод о том, что имена прилагательные могут быть второстепенными членами предложения — определениями. • Читают задание. В парах обсуждают принадлежность слов к определённой части речи, доказывают своё мнение. При проверке в классе читают словосочетания с именами прилагательными, обосновывают, по каким признакам определили. • Обобщают, делают вывод о том, что уточнили грамматические признаки имени прилагательного, определили, каким членом предложения могут быть, установили роль имён прилагательных в речи. • Читают задание. Выполняют в парах. Проводят взаимопроверку. • Читают задание. Выполняют в парах. Проводят взаимопроверку. • Читают и выполняют задание. По окончании работы делают вывод об образовании имён прилагательных при помощи суффиксов. • Читают и выбирают задание самостоятельно. По окончании работы представляют результаты — называют синонимы и антонимы к именам прилагательным, составляют предложения. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
||||
Подведение итогов |
|||||
• Предлагает заполнить таблицу «Плюс — минус — интересно». Предлагает заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» — «плюс» — записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-либо целей. В графу «М» — «минус» — записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной. В графу «И» — «интересно» — учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
• Заполняют таблицу. Делятся полученными результатами. Планируют дальнейшую деятельность. |
||||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словосочетанием, предложением и текстом, с. 132, задание 1). |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 1 в рабочей тетради. |
|||||
Дополнительные творческие задания: найти стихи известных поэтов, в которых имена прилагательные употребляются для создания образа. |
|||||
Самоанализ |
|||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||