Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе
Урок № 91
Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. |
Тип: изучение нового материала. |
|||||
Задачи: • учить склонять имена прилагательные мужского и среднего рода единственного числа; • учить находить способы проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных; • развивать умение объяснять выбор наиболее рационального способа проверки падежных окончаний имён прилагательных. |
||||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные: • склонять имена прилагательные мужского и среднего рода и единственном числе; • сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода: • определять способы проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных; • выбирать наиболее рациональный способ проверки падежных окончаний имён прилагательных. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • оценивать достоверность информации; • находить способы проверки достоверности информации; • создавать алгоритм для решения орфографической задачи; • планировать и осуществлять действия согласно алгоритму; • рационально выбирать форму самостоятельной работы; • оценивать соответствие вывода имеющимся данным. |
Личностные: • проявлять интерес к русскому языку; • стремиться к самостоятельности в усвоении знаний; • выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
||||
Межпредметные связи: математика, окружающий мир (поиск и представление информации из таблицы). |
||||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2: рабочая программа. |
||||||
Ход урока |
||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||||
Мотивация познавательной деятельности |
||||||
• Предлагает учащимся ответить на вопрос: Верите ли вы, что проверить безударное падежное окончание имени прилагательного можно любым из четырёх способов? Способ 1. Вспомнить, какое окончание пишется у имени прилагательного в указанном роде и падеже. Способ 2. Подобрать имя прилагательное в том же роде и падеже, но с ударным окончанием. Способ 3. Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который оно отвечает. Способ 4. Проверить окончание имени прилагательного по окончанию имени существительного, стоящего в том же роде и падеже. • Нацеливает на определение темы, на постановку учебной задачи. |
• Читают способы проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных. Высказывают согласие или несогласие. Приводят аргументы. • Находят название темы на с. 14 в учебнике. Ставят учебную задачу — учиться склонять имена прилагательные мужского и среднего рода единственного числа, определять способ проверки безударного падежного окончания имён прилагательных. |
|||||
Актуализация необходимых знаний |
||||||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся — разделить слова на группы по выбранному признаку. Лесной, ясное, солёный, весенний, дальнее, глубокое, пустой, прекрасный, соседний, летнее. • Просит обобщить сведения об этих именах прилагательных. |
• Читают слова. Делят на группы (возможны варианты — по родам, по окончаниям и др.). Обосновывают своё решение. • Сообщают, что данные имена прилагательные стоят в форме единственного числа мужского и среднего рода. |
|||||
Организация познавательной деятельности |
||||||
• Организует наблюдение за именами прилагательными единственного числа мужского и среднего рода по заданию к упр. 23 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 24 в учебнике. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 25 в учебнике. Обращает внимание на условное обозначение — «задание повышенной трудности». Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах. • Предлагает подвести промежуточные итоги — чему планировали учиться и чему научились, сравнить полученные результаты с информацией в упр. 26 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 27 в учебнике. Обращает внимание на условное обозначение — «задание повышенной трудности». Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 28 в учебнике. |
• Сравнивают падежные вопросы и окончания имён прилагательных мужского и среднего рода. Анализируют написание ударных и безударных падежных окончаний имён прилагательных. Делают вывод об одном из способов проверки безударного падежного окончания имён прилагательных. Сравнивают с информацией в учебнике на с. 15. • Читают задание. Склоняют данные словосочетания. Проверяют написание безударных падежных окончаний по таблице на с. 14. • Читают задание. Выбирают форму работы. Планируют действия по выполнению. Выписывают словосочетания. По окончании работы представляют результаты. Делают вывод, что написание безударного падежного окончания имён прилагательных можно проверить по вопросу, на который они отвечают. • Уточняют учебную задачу. Рассуждают о том, что по итогам наблюдения были выделены три способа проверки безударного падежного окончания имён прилагательных. Проверяют по упр. 26 в учебнике. Комментируют действия для проверки. Возвращаются к вопросу «Верите ли вы... ». Отвечают, что способ 4 не подходит для проверки. • Читают задание. Выбирают форму работы. После выполнения представляют результаты. Доказывают правильность выбора безударных окончаний. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
|||||
Подведение итогов |
||||||
• Предлагает уточнить учебную задачу, обосновать успешность/неуспешность её решения, спланировать дальнейшую деятельность. |
• Вспоминают поставленную задачу. Анализируют результаты выполнения заданий на уроке. Делают выводы. Планируют, чему следует учиться ещё, выявляют, что необходимо для улучшения результатов. |
|||||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словосочетанием, предложением и текстом, с. 132, задание 6). |
||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: просклонять имена прилагательные вместе с именами существительными, выделить окончания. Старый город, красивое кольцо. |
||||||
Дополнительные творческие задания: составить презентацию «Способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного». |
||||||
Самоанализ |
||||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||||