ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ

Русский язык поурочные разработки 4 класс

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ

Цели: формировать умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания; познакомить со словами-исключениями.

Ход урока

I. Орфографическая минутка.

Зовут, летят, трещит, цветет, лежат, пищит, пьют, прилетите, горишь, замолчу, проползет, поет, победит, сидит, трещишь, горит, кричит, жужжат, кипят, свистишь.

– Какие «ошибкоопасные» места в этих словах? Подчеркните их.

II. Актуализация опорных знаний.

– Определите спряжение этих глаголов. Как это сделать?

Упражнение 60 на с. 80 выполняют по заданию учебника.

III. Формирование новых знаний.

Упражнение 61 на с. 81 выполняют по заданию учебника.

– Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

Задание: распределите следующие глаголы 3-го лица множественного числа по спряжениям: мечтают, подкормят, помешают, светлеют, косят, посадят, обещают, молотят, наскочат, затянут.

– Образуйте от этих глаголов инфинитив.

Получается запись:

I спряжение

Мечтают – мечтать

Помешают – помешать

Светлеют – светлеть

Обещают – обещать

Затянут – затянуть

II спряжение

Подкормят – подкормить

Косят – косить

Посадят – посадить

Молотят – молотить

Наскочат – наскочить

– Что заметили? (Во II спряжении глаголы в неопределенной форме имеют глагольный суффикс )

IV. Первичное закрепление (устно).

– Определите спряжение глаголов:

Копать, тонуть, гулять, править, пилить, стукнуть, клеить, синеть, спать, злить, терять, мыть, убегать, чмокать, дернуть, вспоминать.

V. Глаголы-исключения.

– Послушайте продолжение сказки о царе Глаголе.

Вы помните, что король издал указ о разделении государства. Образовалось два царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья после этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пришли они к царю с просьбой:

– Славный царь Глагол, помоги нам. По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши родственники – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

– Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.

Запомните их, ребята!

Глаголы неопределенной формы на -ить

Ко второму спряжению нужно относить.

Не забудь в это спряжение

Добавить исключения:

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их ведь с «е» спрягать нельзя!

– А следующий стишок-запоминалка с глаголами-исключениями, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два – брить, стелить.

Чтобы курицу соседки

Чисто наголо побрить,

Надо бы на табуретке

Две салфетки постелить.

Т. Рик

VI. Закрепление.

Выполнение упражнения 63 по образцу.

Самостоятельно выполните упражнение 64.

VII. Итог урока.

– Какие «ошибкоопасные» места могут быть в окончании глаголов?

– Как их избежать?

Домашнее задание: упражнение 65, с. 83.






Для любых предложений по сайту: [email protected]