ОБРАЩЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 4 класс

ОБРАЩЕНИЕ

Цели: формирование умений правильно оформлять на письме предложения с обращением; распознавать в письменной и устной речи предложения, содержащие обращения.

Ход урока

I. Орфографическая минутка.

Запись слов под диктовку.

Дикарь, длина, зимой, дождинка, жестянка, глазник, домашний, дощечка, единичка, пожалеть, пожелтеть, зверек, зерно, дочитать, змеиный, узнавать.

– Какая орфограмма «объединяет» записанные слова?

II. Формирование новых знаний.

1. Упражнение 97 учащиеся выполняют по заданию учебника.

2. Выполнение упражнения 100.

После прочтения текста упражнения учитель организует его анализ по вопросам :

1) Из какого произведения А. Пушкина эти строки?

2) Содержат ли данные предложения прямую речь? Кому она принадлежит?

3) К кому обращается царевна? Какие слова помогли вам это понять?

4) В какой части предложения находятся эти слова? Как они выделяются на письме?

5) Прочитайте еще раз эти предложения и обратите внимание, как эти слова выделяются в устной речи.

– Прочитайте сведения о языке на с. 60.

Заучивание правила (записано на доске).

Всем нам при обращении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можешь смело обратиться.

При письме не забывай,

Запятыми выделяй!

3. Списывание предложений из упражнения 100 с подчеркиванием обращений.

III. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 101.

– Сколько предложений в данном упражнении?

– Прочитайте первое предложение. Есть ли в данном предложении обращение? Какой частью речи оно выражено?

– Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении. Запишите его в тетрадь.

Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.

2. Упражнение 102 учащиеся выполняют по заданию учебника.

IV. Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют ее по индивидуальным карточкам, выданным учителем.

Задание: расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями.

Вариант I

1. Не оставь меня кум милый!

2. Голубушка как хороша!

3. Здравствуй гостья-зима.

4. Вези старик ее куда захочешь.

5. Не плачь милая матушка что-нибудь придумаем!

Вариант II

1. Отвези меня домой красный конь.

2. Разбуди эту землю весна.

3. Спой Светик не стыдись.

4. Друзья корабль не щепка.

5. Главное ребята сердцем не стареть.

V. Итог урока.

– С чем познакомились на уроке? Что такое обращение?

– Как выделяются обращения в устной и письменной речи?

– Каким членом предложения является обращение?

Домашнее задание: упражнение 103.






Для любых предложений по сайту: [email protected]