РАСПОЗНАВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Русский язык поурочные разработки 4 класс

РАСПОЗНАВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Цели: совершенствовать умения склонять имена существительные с ударными окончаниями, распознавать падеж; ознакомить с предлогами, которые употребляются только с одним падежом.

Ход урока

I. Словарный диктант.

Задание «Продиктуй товарищу».

Карточка 1

Багаж, пассажир, экскурсия, горизонт, инженер, костер, черный, желтый, алфавит, восток.

Карточка 2

Интересно, газета, командир, алфавит, карандаш, иней, председатель, автомобиль, путешествие, космонавт.

II. Актуализация опорных знаний.

– Просклоняйте существительные: весна, стрела.

– Что изменилось при склонении существительных?

– Что записали в тетрадь: разные формы одного и того же слова или однокоренные слова?

III. Формирование новых знаний.

1. Знакомство с управляющими словами.

Упражнение 25 учащиеся выполняют по заданию учебника.

– Прочитайте слова, от которых задается вопрос к выделенным существительным.

– Прочитайте сведения о языке на с. 77. Как называют такие слова?

2. Наблюдение над предлогами, употребляющимися только с одним падежом.

Упражнение 26 учащиеся выполняют по заданию учебника: одновременно на доске и в тетрадях.

Р. п. без воды, без …

Р. п. до воды, до …

. . . . . . . . . . . . . .

– Что вы заметили, выполнив работу? (От предлога можно задать вопрос к существительному; некоторые предлоги употребляются только с одним падежом.)

– Прочитайте сведения о языке на с. 78.

– Верно ли вы рассуждали?

IV. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 27. Комментированное письмо.

2. Игра «Кто быстрее». Работа в парах.

На доске записан текст стихотворения. Нужно определить падежи слова дорожка и указать, каких падежей не хватает в этом стихотворении.

Дорожка

Дорожка домой

Мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой

Красивее нет!

И если б зашел я, не знаю куда,

Дорожку домой,

Отыскал бы всегда.

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

К. Рейс

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие слова называют управляющими словами?

– Можно ли по предлогам определить падеж имени существительного?

– Какие предлоги указывают только на один падеж?

Домашнее задание: упражнение 28.






Для любых предложений по сайту: [email protected]