ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Русский язык поурочные разработки 4 класс

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Цель: формировать умения распознавать именительный и винительный падежи имен существительных.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая минутка.

Эстафета. Учащиеся каждого ряда получают карточку со словосочетаниями (по числу учащихся, сидящих в данном ряду). Каждый игрок должен определить падеж одного существительного и передать карточку соседу. По завершении работы – проверка.

Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, шли по дороге, поставил на стол, закрыл кран, зашел к другу, вышел за город, любуюсь картиной, мечтаю о походе, жил за рекой, прочитал в книге, пахнет мятой.

II. Сообщение темы урока.

– Просклоняйте существительное сосна.

– Что можете сказать о падежных вопросах именительного и винительного падежей неодушевленных существительных?

– Сегодня на уроке мы будем учиться определять падеж неодушевленных существительных, отвечающих на вопрос «что?».

III. Формирование новых знаний.

1. Упражнение 36 учащиеся выполняют по заданию учебника.

2. Знакомство с правилом на с. 83. Учащиеся читают и рассказывают правило.

3. Выполнение упражнения 37.

– На какой вопрос отвечает выделенное существительное?

– Опираясь на правило, определите падеж выделенных слов.

– Запишите предложения. Подчеркните грамматическую основу. Какое наблюдение вы сделали? (На доске учитель может нарисовать схему.)

IV. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 38 по вариантам:

вариант I – 1-я строчка;

вариант II – 2-я строчка.

V. Словарная работа.

Запоминаем слово

● Лексика. Объясняет ученик.

– 1) промышленное предприятие; 2) приведение в действие механизма (игрушка с заводом).

Ребус ( учащиеся разгадывают и новое словарное слово записывают в тетрадях).

● Этимология. Учитель рассказывает о происхождении слова.

Слово образовано от глагола завести – «устроить, оборудовать, привести в действие».

2. На доске записано лексическое значение слова . Учащиеся читают и записывают в тетрадях.

● Лексика. – химическое вещество, обладающее особым блеском, ковкостью.

– Отгадайте загадку.

Раскаляюсь докрасна,

Охлаждаюсь дочерна.

● Этимология. Слово заимствовано из греческого языка.

– Составьте предложение с новыми словарными словами.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как определить падеж неодушевленных существительных, отвечающих на вопрос «что?».

Домашнее задание: упражнение 39.






Для любых предложений по сайту: [email protected]