Русский язык поурочные разработки 4 класс
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СКЛОНЕНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цели: ознакомить учащихся с основными типами склонений имен существительных; актуализировать знания учащихся о существительных с мягкой и твердой основой.
Ход урока
I. Словарная работа.
1. Отгадайте загадку и запишите отгадку.
Снаружи смотреть – дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом –
Попробуй угадай.
● Лексика. – учреждение, собирающее и хранящее книги.
● Этимология. Слово состоит из двух греческих слов: библиос – «книга», тэке – «короб, хранилище».
2. Отгадайте загадку и запишите отгадку.
На конверте пишем город,
Улицы названье,
Имя, номер дома,
Фамилию – и до свидания!
● Лексика. – 1) обозначение названия места, где кто-либо живет (адрес на конверте); 2) письменное приветствие юбиляру.
● Этимология. Слово заимствовано из французского языка.
3. Отгадайте загадку и запишите отгадку.
К дальним селам, городам
Что идет по проводам?
Светлое величество –
Это… (электричество).
● Лексика. – 1) форма энергии; 2) освещение, получаемое от этой энергии.
● Этимология. Слово образовалось в 1600 году от латинского электрум – «янтарь». Электричество получило свое название потому, что его энергия впервые стала известна человеку благодаря янтарю (трение янтаря о суконную ткань).
4. Лексика. – тяжелый металл серебристого цвета.
– Когда так говорят?
Куй железо, пока горячо.
– Подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень.
5. Лексика. – 1) все то, что необходимо в быту; 2) работы по дому (занимаюсь хозяйством).
– Разгадайте ребус, запишите ответ в тетрадях.
● Этимология. Произошло от слова хозяин, которое в свой черед образовалось от старинного хозя – «господин».
– С одним из новых словарных слов составьте предложение.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Работа с деформированным текстом.
Составьте и запишите предложения, определите падеж подчеркнутых существительных.
На доске:
1) По, гуляли, аллее, парка, мы, старого.
2) Сирени, кусты, и, цвели, весело, маленькая, щебетала, птичка.
3) И, дрались, на, рябине, пищали, воробьи, высокой.
– Обозначьте род имен существительных.
2. Упражнение 39 учащиеся выполняют по заданию учебника.
– Как определить существительные с мягкой основой?
– Назовите их. Назовите существительные с твердой основой. Обоснуйте ответ.
III. Распознавание существительных с твердой и мягкой основой.
1. Упражнение 40 выполняют по заданию учебника.
– Что можете сказать об окончаниях существительных?
– Прочитайте сведения о языке на с. 85. Что вы узнали?
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?
IV. Итог урока.
– Чем занимались сегодня на уроке русского языка?
– От чего зависит тип склонения?
– Найдите ошибки. Докажите свое мнение.
М. р. Поле Дядя Мышь Конь |
Ср. р. Яблоко Роща Зерно Солнце |
Ж. р. Ночь Дочь Тетя Зима |
– Запишите в тетрадь, исправив ошибки, выделите окончания.
Домашнее задание: повторить словарные слова.