ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СКЛОНЕНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Русский язык поурочные разработки 4 класс

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СКЛОНЕНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Цели: ознакомить учащихся с основными типами склонений имен существительных; актуализировать знания учащихся о существительных с мягкой и твердой основой.

Ход урока

I. Словарная работа.

1. Отгадайте загадку и запишите отгадку.

Снаружи смотреть – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом –

Попробуй угадай.

● Лексика. – учреждение, собирающее и хранящее книги.

● Этимология. Слово состоит из двух греческих слов: библиос – «книга», тэке – «короб, хранилище».

2. Отгадайте загадку и запишите отгадку.

На конверте пишем город,

Улицы названье,

Имя, номер дома,

Фамилию – и до свидания!

● Лексика. – 1) обозначение названия места, где кто-либо живет (адрес на конверте); 2) письменное приветствие юбиляру.

● Этимология. Слово заимствовано из французского языка.

3. Отгадайте загадку и запишите отгадку.

К дальним селам, городам

Что идет по проводам?

Светлое величество –

Это… (электричество).

● Лексика. – 1) форма энергии; 2) освещение, получаемое от этой энергии.

● Этимология. Слово образовалось в 1600 году от латинского электрум – «янтарь». Электричество получило свое название потому, что его энергия впервые стала известна человеку благодаря янтарю (трение янтаря о суконную ткань).

4. Лексика. – тяжелый металл серебристого цвета.

– Когда так говорят?

Куй железо, пока горячо.

– Подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень.

5. Лексика. – 1) все то, что необходимо в быту; 2) работы по дому (занимаюсь хозяйством).

– Разгадайте ребус, запишите ответ в тетрадях.



● Этимология. Произошло от слова хозяин, которое в свой черед образовалось от старинного хозя – «господин».

– С одним из новых словарных слов составьте предложение.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Работа с деформированным текстом.

Составьте и запишите предложения, определите падеж подчеркнутых существительных.

На доске:

1) По, гуляли, аллее, парка, мы, старого.

2) Сирени, кусты, и, цвели, весело, маленькая, щебетала, птичка.

3) И, дрались, на, рябине, пищали, воробьи, высокой.

– Обозначьте род имен существительных.

2. Упражнение 39 учащиеся выполняют по заданию учебника.

– Как определить существительные с мягкой основой?

– Назовите их. Назовите существительные с твердой основой. Обоснуйте ответ.

III. Распознавание существительных с твердой и мягкой основой.

1. Упражнение 40 выполняют по заданию учебника.

– Что можете сказать об окончаниях существительных?

– Прочитайте сведения о языке на с. 85. Что вы узнали?

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

IV. Итог урока.

– Чем занимались сегодня на уроке русского языка?

– От чего зависит тип склонения?

– Найдите ошибки. Докажите свое мнение.

М. р.

Поле

Дядя

Мышь

Конь

Ср. р.

Яблоко

Роща

Зерно

Солнце

Ж. р.

Ночь

Дочь

Тетя

Зима

– Запишите в тетрадь, исправив ошибки, выделите окончания.

Домашнее задание: повторить словарные слова.






Для любых предложений по сайту: [email protected]