ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА

Русский язык поурочные разработки 4 класс

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА

Цель: формировать навык правописания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

Ход урока

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают словосочетания под диктовку в тетрадях:

На верхушке ели, на крыше избушки, от кочки к кочке, от березки к березке, по дорожке к сторожке, на листочке черемухи.

– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель предлагает просклонять прилагательное молодой с вопросами, затем прилагательное серый (на доске и в тетрадях).

И. п. (какой?) молодой

Р. п. (какого?) молодого

Д. п. (какому?) молодому

В. п. (какой?) молодой

Т. п. (каким?) молодым

П. п. (о каком?) о молодом

И. п. (какой?) серый

Р. п. (какого?) серого

Д. п. (какому?) серому

В. п. (какой?) серый

Т. п. (каким?) серым

П. п. (о каком?) о сером

Учащиеся характеризуют падежные окончания.

– Будут ли изменяться окончания этих прилагательных, если они будут сочетаться с существительными в среднем роде? (Нет, кроме И. п. и В. п.)

III. Формирование новых знаний.

1. Наблюдение за прилагательными с ударными и безударными окончаниями.

Учащиеся под руководством учителя анализируют ударные и безударные падежные окончания прилагательных (на примере предыдущих слов молодой и серый), отмечают сходства и различия, делают вывод.

– Для всех ли случаев будет подходить ваш вывод?

Проверка вывода осуществляется при выполнении упражнения 34 на с. 166.

2. Чтение правила на с. 167.

Учащиеся сравнивают окончания падежных вопросов и окончания прилагательных. Делают вывод.

Затем учащиеся читают рифмованное правило, последние две строчки заучивают наизусть.

Когда есть прилагательное

И нужно обязательно

Узнать про окончание –

Внимание, внимание!

Правил легче нет на свете:

Что в вопросе – то в ответе!

IV. Первичное закрепление.

Выполнение упражнений 35, 36 на доске с комментированием и в тетрадях самостоятельно.

V. Мини-проверочная работа.

На доске записаны словосочетания:

В снежн.. уборе, от утренн.. тумана, к молчалив.. лесу, зимн.. лесом, пушист.. покрывалом, от рыхл.. снега, в тепл.. пальто, чудесн.. запахом, от птичь.. говора, в глубок.. овраге.

Учащиеся должны вставить окончания в прилагательные самостоятельно.

Затем выполняется коллективная проверка.

V. Итог урока.

– Что вам на уроке удалось?

– Как проверить безударное окончание имени прилагательного?

Домашнее задание: упражнение 38, с. 168.






Для любых предложений по сайту: [email protected]