Сочинение по портрету артиста Александрийского театра Г. Г. Ге работы И. Е. Репина - 9 класс

Русский язык - все сочинения по картинам из учебников 5-9 классов С. И. Львова - 2015 год

Сочинение по портрету артиста Александрийского театра Г. Г. Ге работы И. Е. Репина - 9 класс

Илья Ефимович Репин (1844-1930) происходил из семьи военного поселенца. Впоследствии художник утверждал, что среди его предков были мятежные московские стрельцы. Детство и юность он провёл на Украине в городке Чугуеве (на территории современной Харьковской области). Там же приобрёл первые серьёзные навыки живописи, которые впоследствии углубил, обучаясь в петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем и в Академии художеств.

Одной из самых знаменитых полотен Репина является картина “Бурлаки на Волге”, ставшая печальным символом непосильного труда и горемычной доли русского народа. Не менее запоминающимися являются и другие работы художника: “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Иван Грозный убивает своего сына”, “Царевна Софья в Новодевичьем монастыре”, “Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года” и др. Среди работ Репина немало и портретов известных людей — современников художника.

Актёр Григорий Григорьевич Ге (1867-1942), портрет которого был написал Репиным в 1895 г., состоял в родстве с художником Николаем Николаевичем Ге, который приходился ему дядей. На момент создания портрета Г. Г. Ге играл на сцене Александрийского театра в Петербурге, где приобрёл значительную известность. Среди его ролей — Яго в “Отелло”, Клавдий в “Гамлете”, Иван Грозный в пьесе А. К. Толстого “Смерть Ивана Грозного”. Кроме того, являлся автором нескольких пьес — “Набат”, “Казнь”, “Пляска мертвецов”. Впоследствии, после революции, Г. Г. Ге получил звание заслуженного артиста РСФСР.

Г. Г. Ге был хорошо знаком с Репиным, часто бывал у художника в гостях. Григорий Григорьевич хорошо разбирался в искусстве, и не только в сценическом. Сохранилось письмо актёра к Репину, где речь идёт о картине “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. В этом послании ярко проявилась многогранная одарённость натуры Ге.

Портрет Г. Г. Ге выразителен и экспрессивен, что характерно для творчества Репина. Актёр изображён на фоне интерьера, в котором присутствуют достаточно яркие краски. Основным фоном для лица и фигуры Ге служит портьера персикового цвета. Актёр непринуждённо сидит в большом кресле. В обивке валиков и подушек варьируют разные оттенки зелёного, присутствует и персиковый цвет, но более яркий, чем портьера. В правой части картины небрежно намечен столик, покрытый пёстрой темно-зелёной скатертью. На столике виднеются книги или рукописи, возможно, это тексты ролей.

Художник живо передал на полотне эффектную внешность актёра. Добавляет выразительности и поза, в которой изображён Ге: правым локтем он опирается на валик, подпирая ладонью высокий белый лоб, левая рука свободно лежит на столике, фигура расположена по диагонали картины. Пронзительный взгляд Ге устремлён снизу вверх. Аристократической внешности — тонкие правильные черты лица, изящная кисть руки с длинными пальцами — под стать и щёгольской наряд, и модная причёска. На Ге темно-синий сюртук, из-под которого видны белоснежная сорочка и белый шейный платок. Брюки темно-голубого цвета, на сюртуке тускло поблёскивает цепочка от часов. Свет падает таким образом, что наиболее выгодно оттеняет красоту лица и руки. Однако отмечается и некоторая манерность, но это вполне естественно, ведь Репин писал портрет актёра, а сценическое искусство — это игра, которая нередко отчасти просачивается и в повседневную жизнь артистов.

Портрет Г. Г. Ге наряду с другими работами Репина впервые экспонировался на выставке, организованной передвижниками, к числу которых одно время примыкал и Репин. Картина вызвала неоднозначный отклик. Так, в газете “Московские новости” высказывался следующий отзыв: “На выставке нынешнего года есть целый ряд портретов, между которыми выделяются как звёзды первой величины портреты г. Репина. Из них занимают первое место портрет г. Ге, не помещённый в каталоге, портрет покойного Т. И. Филиппова и портрет княгини Тенишевой. Портреты Ге и Филиппова сделаны масляными красками, тогда как портрет Тенишевой набросан углем... Зритель точно видит перед собой живые души, живые характеры”.

Заметка в “Петербургской газете”, напротив, содержала критическую оценку: “Артист кажется слегка подрумяненным и вообще, слишком идеализированным”.

Самому Репину эта работа, по-видимому, нравилась. В письме к Г. Г. Ге от 4 февраля 1906 г. он упомянул, что ему самому портрет “показался нарядной вещью; есть нечто торжественное и незаурядное в общем выражении целой вещи”.

Некоторое время картина оставалась у автора. Затем хранилась в частной коллекции, возможно, в семье Г. Г. Ге. После революции 1917 г., как и многие другие произведения искусства из частных собраний, стала собственностью государства. В 1946 г. Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР передал картину в Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств. Там картина находится и в настоящее время.






Для любых предложений по сайту: [email protected]