Русский язык 5 класс - диагностические работы - 2017 год
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ ОРФОГРАФИЯ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИАНТ 1
Часть 1
1. В каком слове есть согласный звук [с]?
1) князь
2) бороться
3) сбить
4) дерзкий
2. В каком слове на месте пропуска следует писать Ь?
1) камен...щик
2) нач...ну
3) поч...товый
4) тон...ше
3. Найдите ошибочное утверждение.
1) Алфавит — расположение букв в определённом, обязательном для всех порядке.
2) В русском алфавите 36 букв.
3) В каждом согласном звуке есть шум.
4) Каллиграфия учит соблюдать принятые начертания букв.
4. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?
1) Антонов, Авдеев, Базаров
2) Казаков, Курицын, Куницын
3) Москвин, Павлов, Петров
4) Булычёв, Николаев, Львов
5. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) звонит
2) начали
3) торты
4) алфавит
Прочитайте текст. Выполните задания 6—10
(1)Древнейший русский рукописный почерк назывался устав. (2)Он отличался чётким каллиграфическим начертанием букв,(1) каждая буква писалась раздельно,(2) ставилась перпендикулярно строке и имела почти геометрические формы.
(3)Особый вид устава, который использовался для украшения книг, назывался вязью. (4)Вязь — это декоративное письмо, оно в первую очередь применялось в заглавиях. (5)Слова и буквы в строке будто вязались в непрерывный орнамент. (6)Для этого буквы соединялись между собой или вписывались друг в друга, а пустоты заполнялись украшениями.
6. В каком предложении содержится ответ на вопрос: “Почему русское декоративное письмо называлось вязью?”
1) 3
2) 4
3) 5
4) 6
Часть 2
7. Выпишите из предложения 1 слово, в котором согласный звук оглушается.
8. Из предложения 3 выпишите слово с безударной гласной, проверяемой ударением.
9. В предложении 2 пронумерованы все запятые. Укажите номер запятой, разделяющей однородные члены предложения.
Часть 3
10. Озаглавьте текст в соответствии с его темой. Спишите вместе с заглавием.
ВАРИАНТ 2
Часть 1
1. В каком слове есть согласный звук [д]?
1) молотьба
2) городок
3) здесь
4) сердце
2. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?
1) вскол...зь
2) мен...ше
3) руч...ной
4) пис...менность
3. Найдите ошибочное утверждение.
1) Фонетика изучает звуки речи.
2) В русском алфавите 34 буквы.
3) Звукопись — одно из выразительных средств языка.
4) Графика изучает способы обозначения звуков на письме.
4. В каком ряду названия городов расположены строго в алфавитном порядке?
1) Москва, Саратов, Самара
2) Саратов, Санкт-Петербург, Сызрань
3) Пенза, Петрозаводск, Санкт-Петербург
4) Ростов-на-Дону, Тверь, Тамбов
5. В каком слове ударение не падает на второй слог?
1) квартал
2) досуг
3) облегчить
4) звонишь
Прочитайте текст. Выполните задания 6—10
(1)В древности люди общались только устно. (2)Но постепенно возникла потребность передавать мысли на расстояния,(1) сохранять их для будущих поколений,(2) и люди стали придумывать для этого разные способы. (3)Древние индейцы, например, для передачи сообщения завязывали на верёвке в определённом порядке узелки разной формы и цвета. (4)Некоторые племена Африки использовали чередования звуков больших барабанов.
(5)Только во втором тысячелетии до нашей эры финикийцы додумались записывать звуки специальными значками — буквами. (6)Расположив буквы в определённом порядке, они получили первый алфавит.
6. В каком предложении содержится ответ на вопрос: “Как передавали информацию древние индейцы?”
1) 2
2) 3
3) 4
4) 6
Часть 2
7. Выпишите из предложения 1 слово, в котором все согласные звуки мягкие.
8. Из предложения 1 выпишите слово с непроизносимой согласной.
9. В предложении 2 пронумерованы все запятые. Укажите номер запятой, разделяющей части сложного предложения.
Часть 3
10. Озаглавьте текст в соответствии с его темой. Спишите текст вместе с заглавием.
ВАРИАНТ 3
Часть 1
1. В каком слове есть гласный звук [а]?
1) прямой
2) пояс
3) пряник
4) мячи
2. В каком слове Ь не обозначает мягкости согласного?
1) деньги
2) вьюга
3) мельче
4) мышь
3. Найдите ошибочное утверждение.
1) Фонетика изучает все звуки окружающего нас мира.
2) В русском алфавите 10 гласных букв.
3) В некоторых случаях Ь для обозначения мягкости согласного не пишется.
4) О букве говорят, что она обозначает звук.
4. В каком ряду нарушено алфавитное расположение имён?
1) Наталья, Никита, Нина
2) Ольга, Мария, Марина
3) Владимир, Дмитрий, Николай
4) Денис, Дмитрий, Евгений
5. В каком слове произносится твёрдый согласный перед Е?
1) музей
2) библиотека
3) теннис
4) термин
Прочитайте текст. Выполните задания 6—10
(1)На чём писали люди в древности? (2)Ассирийцы выцарапывали письма на глиняных табличках, которые потом обжигали. (3)В Египте писали на папирусе. (4)Его изготавливали из стеблей водного растения и хранили в особых рулонах — свитках. (5)На Руси долго писали на бересте. (6)Берёзовую “страницу” очищали, распрямляли, варили в обычной воде, чтобы сделать мягкой, пригодной для письма. (7)Первую бумагу научились делать в Китае из древесной коры,(1) старых рыболовных снастей и тряпья,{2) и китайцы долго хранили в секрете способ её изготовления.
6. В каком предложении содержится ответ на вопрос: “На чём писали люди на Руси?”
1) 2
2) 3
3) 5
4) 6
Часть 2
7. Выпишите из предложения 1 слово, в котором все согласные звуки мягкие.
8. Из предложения 5 выпишите слово с безударной гласной, проверяемой ударением.
9. В предложении 7 пронумерованы все запятые. Укажите номер запятой, разделяющей части сложного предложения.
Часть 3
10. Озаглавьте текст в соответствии с его темой. Спишите текст вместе с заглавием.
ВАРИАНТ 4
Часть 1
1. В каком слове есть гласный звук [о]?
1) голоса
2) жильё
3) молодая
4) шоколад
2. В каком слове на месте пропуска следует писать разделительный Ь?
1) мос...тик
2) воз...ми
3) в...ётся
4) об...яснение
3. Найдите ошибочное утверждение.
1) Гласные звуки состоят из голоса и шума.
2) В русском алфавите 33 буквы.
3) Звукопись — одно из выразительных средств языка.
4) Графика изучает способы обозначения звуков на письме.
4. В каком ряду фамилии писателей расположены строго в алфавитном порядке?
1) Б. Житков, С. Михалков, С. Маршак
2) А. Пушкин, Л. Толстой, А. Фет
3) И. Тургенев, Л. Толстой, А. Чехов
4) А. Фет, К. Чуковский, А. Чехов
5. В каком слове не следует произносить [шн]?
1) пустячный
2) скворечник
3) скучно
4) точно
Прочитайте текст. Выполните задания 6—10
(1)Чем писали люди в древности? (2)В Греции на деревянных дощечках, залитых воском, выцарапывали буквы заострённой палочкой из тростника. (3)В Египте писцы выводили иероглифы, макая кисточку в чёрную или красную краску. (4)Почти до середины 19 века на Руси писали гусиными перьями. (5)Перо выдёргивалось из левого крыла птицы,(1) оно должно было быть ровным,(2) довольно мягким. (6)Кончик опускали в горячую воду, срезали наискось и осторожно расщепляли маленьким ножичком (“очиняли”). (7)Такие ножи обычно носили с собой и называли перочинными.
6. В каком предложении содержится ответ на вопрос: “Чем писали люди на Руси?”
1) 2
2) 3
3) 4
4) 6
Часть 2
7. Выпишите из предложения 7 слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
8. Из предложения 2 выпишите слово с непроизносимой согласной.
9. В предложении 5 пронумерованы все запятые. Укажите номер запятой, разделяющей однородные члены предложения.
Часть 3
10. Озаглавьте текст в соответствии с его темой. Спишите текст вместе с заглавием.