ОРФОГРАММА «БУКВЫ О-А В КОРНЯХ -ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-» (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) - Урок 2 - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ОРФОГРАММА «БУКВЫ О-А В КОРНЯХ -ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-» (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) - Урок 2 - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Словарная работа. «Четвертый лишний». Текст на карточках.

Росток, подрасту, водоросли, заросли.

Отрастет, выращу, отросли, выросли.

Разрослись, выросли, выросшая, отрастает.

Приросли, зарастает, подрастает, приращу.

Положу, уложила, прилагать, приложу.

Располагаю, расположиться, положить, выложим.

Налагается, предположение, прилагать, излагает.

Составим подобный ряд слов и предложим задание одноклассникам.


2. Работа с текстом. Выборочный диктант.

Учитель. Прочитаем сжатое изложение рассказа К. Г. Паустовского «Скрипучие половицы». Правда, то, чем завершилось повествование, намеренно не раскрываю. Домашнее задание к следующему уроку — чтение полного текста этого рассказа. Кто уже читал рассказ? Что предпринял Петр Ильич Чайковский ради спасения леса? Почему жертва оказалась напрасной?

Выпишем словосочетания, в которых есть слова с корнями -лаг-, -лож-; -раст-, -ращ-, -рос-.

Чайковскому нравилось жить в деревянном доме, рассохшемся от старости. Дом стоял на поляне, и от сосен все лето тянуло жаром. По ночам половицы потрескивали, как будто вспоминали дневные звуки рояля.

Композитор хотел положить на музыку поэзию этого края: туманные зори, росистые лесные тени, разросшиеся опушки, перезвон жаворонков, удивительный воздух, золотистый оттенок сосен.

В этот ранний час композитор заторопился к роялю, чтобы положить на ноты восторг от разливающегося сверху света. Светом было обласкано все: озеро, заросли, раскидистые сосны.

Чайковский не щадил себя и работал, пока в окнах не заполыхал багровый закат. Петр Ильич вышел на крыльцо. Ему в ноги бросился старый лесник: «Спаси! Беззаконие! Лес помещик профукал. Расплатиться не может».

Дополнительное задание. Воспроизведение текста на основе выписанных словосочетаний. Какие предложения по цели высказывания, по интонации использует писатель, чтобы передать волнение лесника? Нахождение предложений, соответствующих схемам: 1) ☼: О, О, О; 2) ☼: О, О, О, О, О, О; 3) L, и L; 4) А: «☺П». Синтаксический разбор одного из предложений (по выбору).


3. Повторение вывода предыдущего урока.


4. Домашнее задание. Прочитать рассказ К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы». Выписать предложения, в которых рассказывается о гибели красавиц сосен. Обозначить все орфограммы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]