СЛОВА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

СЛОВА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

1. Рассказ о многомерности лексемы. Работа с таблицей «Как устроена лексическая система» (Приложение 1 «Таблицы»).

Учитель. Язык представляет собой систему, похожую на устройство Вселенной. В центре языковой системы находится слово. Морфология изучает тайну языковой системы. Тайна спрятана в словах. Ученые считают, что язык создавался по подобию природы. Понимание устройства языка поможет понять устройство мира. По мнению А. А. Реформатского, морфология — «центр языкового пространства». Для того чтобы понять язык, надо прежде всего понять его морфологию. Словарный запас языка — это не просто большая или маленькая сумма слов. Слова связаны и между собой, и с другими языковыми единицами. В устной речи слово материально оформлено звуками речи, в письменной — буквами.

Какие разделы науки о языке изучают фонетическую и графическую системы языка? — Фонетика и графика.

Какой раздел языкознания изучает морфемы, наименьшие значимые единицы языка, строящие слово? — Морфемика.

Какой раздел языкознания рассматривает возможности образования слова? — Словообразование.

В сфере внимания какого раздела языка находятся тематические группы слов, место употребления слов, синонимы, антонимы? — Раздел языкознания, занимающийся исследованием этого вопроса, называется лексикой.

Какой раздел языкознания занимается определением стиля речи, в котором может употребляться данное слово? — Стилистика.

В каком разделе языкознания исследуются особенности соединения слов в словосочетания? — В синтаксисе.

Признаки слова как части речи рассматривает морфология.


2. Запись темы «Слова как самостоятельные и служебные части речи».

2.1. Определение этимологии и лексического значения слова морфология.

2.2. Общее представление частей речи как лексико-грамматических групп слов. Чтение научного текста, определение стиля речи, пересказ.

2.3. Анализ таблиц. Выпишем примеры слов на каждую самостоятельную часть речи. Читаем стихотворение.

Зимняя сказка

Окончен день, и в комнате моей

Проснулись вновь таинственные тени.

Там по стене проносятся «олени»,

Там притаился кто-то у дверей.

Горит камин, и тени на стене

Отплясывают весело и дерзко.

А кто-то плачет там за занавеской,

И королева Снежная в окне.

Мне холодно становится в тепле.

Я чувствую: она уносит Кая.

Ее карета за окном взлетает,

И только след морозный на стекле...

Вдруг в мир моих таинственных теней

Врываются непрошеные гости.

Галдят и удивляются:

— Чего ж ты

Сидишь в такое время в полутьме?

Я отвечаю шепотом тогда:

— Пожалуйста, не зажигайте света,

Не то большая снежная карета

Умчит от Герды Кая навсегда.

Е. С. Наумова

2.4. Из истории грамматики.

2.5. Изучение слов категории состояния. Анализ текста-рассуждения на морфологическую тему.

Учитель. Найдем слово категории состояния в стихотворении «Зимняя сказка».

2.6. Связь морфологии с орфографией. Выборочно-распределительный диктант. Выпишем слова, правописание которых зависит от их принадлежности к определенной части речи.


3. Вывод урока. Слово может рассматриваться с точки зрения его принадлежности к какой-либо части речи. Морфология изучает слово как часть речи.


4. Домашнее задание.

1-й вариант задания. Пофантазируй в вечерней тишине, посмотри в окно: уличный фонарь выхватывает из мрака снежную круговерть, а в этой пляске (только присмотрись!) ты увидишь... Сочини несколько предложений на тему «Вечерняя сказка за зимним окном». В одном из предложений надпиши, слова каких частей речи ты использовал.

2-й вариант задания — письменно передать своими словами содержание текста.






Для любых предложений по сайту: [email protected]