ОРФОГРАММА-ПРОБЕЛ «ПРЕДЛОГИ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ И МЕСТОИМЕНИЯМИ» - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ОРФОГРАММА-ПРОБЕЛ «ПРЕДЛОГИ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ И МЕСТОИМЕНИЯМИ» - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1. Анализ творческих работ о летнем отдыхе у реки. Словарный диктант (по страницам сочинений).

Вставать на рассвете, наслаждаться вкусом, не хотелось возвращаться, почувствуешь прохладу, аромат земляники, вкусная ягода, запах полей, удивительная поездка, утомительная дорога, кислый щавель, чудесный аппетит, бабочка-капустница.


2. Повторение темы «Орфограмма-пробел».

2.1. Изучение темы «Раздельное написание предлогов с другими словами».

Самостоятельная работа по усвоению теоретических знаний может быть организована следующим образом. Двое учеников работают по одному учебнику. Первый ученик читает вполголоса, выделяя интонацией главное, прерывая чтение, чтобы пояснить это главное себе и соседу, продолжает чтение или возвращается к прочитанному в случае, если что-то надо лучше понять или запомнить, одновременно справляется у второго ученика, все ли понятно. Затем первый задает второму вопросы по содержанию текста, второй отвечает, первый в случае необходимости дополняет. Следующий шаг — проверка по учебнику, насколько полно и правильно усвоена информация. Учитель слушает ответ одного из них, а оценка за проделанную работу выставляется другому (вариант; обоим ученикам). Это условие игры. Оценка, рассматриваемая как достижение в какой-то малой части работы, в журнал пока не выставляется.

2.2. Различение предлогов и приставок.

Учитель. Предлоги и приставки часто совпадают по звучанию. Значит, надо различать часть слова от части речи. Только и всего — уметь членить единицы языка: в тексте находить предложения, в предложении находить слова, в том числе и предлоги, в словах находить приставки.

Вспомним приставки и их способность образовывать новые слова. Образуем от глагола вяз-а-ть новые глаголы с помощью приставок: до-, на-, над-, недо-, об-, от-, пере-, под-, при-, про-, раз-, с-, у-. Какую роль играют приставки в образовании новых слов? Приставки дополняют смысловое (лексическое) значение слов. Как узнать, приставка это или предлог? Между предлогом и существительным можно вставить другое слово — прилагательное.

Вбежать в подъезд, домчаться до финиша, забежать за дровяник, написать на визитке, надписать над строчкой, откатить от лестницы, подъехать под мост, свернуть с дорожки.

2.3. Словарный диктант.

Продолжим ряд существительных и местоимений с предлогами из-за, из-под. Пробивается из-под туч, из-под лестницы...; из-под них... Виднеется из-за туч, из-за забора...; из-за него...


3. Актуализация знаний.

3.1. Работа с текстом, данным на карточке.

Прочитаем. Жалко ли ворона? А мужика? Что в сказке сказочного? В чем смысл русской народной сказки? Зачем несколько раз повторяются одни и.те же сложные предложения про нос и хвост? Выпишем: 1) сочетания предлогов с существительными и местоимениями; 2) слова с приставками.

Ворон

Жил-был богатый мужик, и был у него сад. В саду стояла яблоня, росли яблоки. Привык ворон туда летать и яблоки обрывать. Мужик придумал: поставил кадку, налил смолы. Прилетел ворон, уронил яблоко в кадку, хотел клювом достать и прильнул к смоле, нос прилепил. Нос отлепит, да хвост прилепит. Хвост прилепит, да нос прилепит. Нос отлепит, да хвост прилепит. Хвост прилепит, да нос прилепит. Всю жизнь так бедный ворон до смерти бился.

3.2. Выборочный диктант. Самостоятельная работа.

Выпишем из текста словосочетания гл. + предл. + сущ., например: выбегает из-под камня...


4. Вывод. Как различать предлоги и приставки?


5. Домашнее задание. Выписать из предложенного текста слова с орфограммами, распределяя слова по типам орфограмм.






Для любых предложений по сайту: [email protected]