ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. Работа над ошибками контрольных заданий.


2. Изучение темы.

2.1. Учитель. Отгадайте тему урока. Какая часть речи помогает отгадать загадки?

Маленький да гнутенький Весь дом стережет. (Замок.)

Маленький да гнутенький Весь луг обошел. (Коса.)

Черненька, маленька,

Всему свету миленька. (Черемуха.)

Кругло, мало,

Всякому мило. (Деньги.)

2.2. Изучение лексического значения имен прилагательных. Сравним два текста: в одном намеренно опущены имена прилагательные, другой текст авторский. Какие дополнительные смысловые оттенки передает автор с помощью прилагательных?

а) Вечер...

Чу, не жаворонка ль глас?

Ты ли, утра гость..,

В этот... час?

В этот час,

Как безумья смех,

Он всю душу мне потряс,

б) Вечер мглистый и ненастный...

Чу, не жаворонка ль глас?

Ты ли, утра гость прекрасный,

В этот поздний мертвый час?

Гибкий, резвый, звучно-ясный,

В этот поздний мертвый час,

Как безумья смех ужасный,

Он всю душу мне потряс.

Ф. И. Тютчев


3. Работа с опорным конспектом. Грамматические разряды имен прилагательных даются пропедевтически.

Вспомните, какие сведения об имени прилагательном изучались в начальной школе. На какие вопросы отвечает? Что обозначает? С какой часть речи связано? Какие грамматические признаки имеет? Какими членами предложения может быть в предложении? С помощью каких суффиксов образуются от существительных имена прилагательные? О каких орфограммах предстоит узнать?

Какой? Чей?

Слова-признаки слов-предметов — имена прилагательные

Лексическое значение

О Названия качеств: глубокий, обидчивый...

□ Названия, указывающие на отношения признака к предмету: песчаная...

∆ Названия, указывающие на принадлежность предмета: мамин...


Грамматическое значение

О Названия качеств (качественные) — полное, краткое; степень сравнения; род, ч., падеж

□ Названия, указывающие на отношения признака к предмету

(относительные) — род, ч., падеж

∆ Названия, указывающие на принадлежность предмета

(притяжательные) — род, ч., падеж


Синтаксическая роль

Бирюза незабудок милых нежна и прелестна. Взгляд ласкают цветы голубые, посылают прохладу с низины.


Словообразование

Любимые суффиксы

О -aт-, чат-, -оват-, -ист-...

□ -н-, -ов-, -енн-, -ан-, -ин-, -ск-, -к-, -еск-...

∆ -ий, -ин-...


Орфограммы

* трескуч (кр. прил.)

* на трескуч-ем (как-ом?) морозе

* темно-лиловый (оттенок цвета)


4. Творческий диктант (работа в парах ли в группах).

Восстановим текст, вставив прилагательные. Поэт рассказывает о растениях, как о живых существах (а так и есть!), чей дом находится на дне моря. Сравним свою работу с авторской.

Дополнительное задание. Сделаем синтаксический разбор первого предложения, фонетический и морфологический разбор слова безвестной (высоты).

На дне... (морском) растенья

Распространяют (бледные)... листы

И тянутся, растут, как привиденья,

В безмолвии (угрюмой)... тесноты.


Их тяготит покой уединенья,

Их манит мир (безвестной)... высоты,

Им хочется любви, лучей, волненья,

Им снятся (ароматные)... цветы.

К. Д. Бальмонт


5. Подведение итогов урока.


6. Домашнее задание. Подготовить рассказ об имени прилагательном как части речи.






Для любых предложений по сайту: [email protected]