ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. Анализ сочинений воображаемой иллюстрации к стихотворению.


2. Наблюдение над возможностями прилагательных выражать собственное качество предмета и относительный признак (признак, выявляемый через отношение к другому предмету).

Учитель. Проанализируем начало словарной статьи Толково-сочетаемостного словаря искусства цвет (Приложение 2). В 1-й части даются грамматическое значение слова и его толкование. Что в живописи понимают под словом цвет? Каковы особенности склонения существительного? Во 2-й части представлены возможности слова выступать в составе словосочетаний. Слова какой части речи использованы для характеристики качества грамматического предмета цвет? По каким основаниям характеризуется этот предмет в словарной статье? Выберем из списка прилагательные, характеризующие цвет по сходству с цветовым тоном: 1) растений; 2) драгоценных и полудрагоценных камней. Названия каких цветов непонятно?


3. Работа со словосочетаниями. Определение лексического значения прилагательных (обозначают они собственный признак качества или признак, выявляемый через отношение к другому предмету). Синтаксический разбор словосочетаний.


4. Творческий диктант. Распространим предложения.

Дополнительное задание. Обозначим в прилагательных род, число, падеж, укажем синтаксическую роль.

На картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасов изображает... (суровую) природу в момент прихода в северный край (теплого весеннего) воздуха. Перед нами незатейливый пейзаж: ... (тонкие кривые стволы березок на первом плане, деревянные постройки и церковь с колокольней — на втором). На дальнем плане живописец написал... (поля и темные линии перелесков). Повсюду приметы весны: ... (ноздреватый снег, талая вода, прилет грачей). Изображая разнообразные их движения, художник сумел передать, какая ... (хлопотливая, беспокойная) жизнь наступила для птиц. Они суетятся, ищут веточки, копошатся у своих старых прохудившихся гнезд. Нам даже кажется, что мы слышим... (птичий гомон и крик).

Цвет в картине великолепен и изменчив. Он тяготеет к голубоватому оттенку, потому что весеннее тепло еще робко касается земли.

Полотно А. К. Саврасова (сдержанное, скромное...) по цвету, но оставляет у зрителя ощущение близящегося праздника и надежды.


5. Итог урока.


6. Домашнее задание — упражнение по учебнику.






Для любых предложений по сайту: [email protected]