ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. Словарный диктант на тему «Ь (мягкий знак) после шипящих и ц на конце существительных и глаголов». Синтаксический разбор одного из словосочетаний.

Забраться в глушь, близкий финиш, рассчитываешь на помощь, появиться из-за туч, манеж цирка, уберечь дочь, низвергнуться с круч, достичь успеха.

Вывод. Ь (мягкий знак) служит для обозначения грамматической формы существительных, глаголов.


2. Изучение орфограммы «Краткие прилагательные с основой на шипящую».

2.1. Наблюдение над дидактическим материалом. Проблемный вопрос. Чем объясните отсутствие ь (мягкого знака) после шипящих на конце прилагательных? Подсказка. Буквы ч, щ обозначают только мягкие согласные звуки [ч’], [щ’]. Парных звуков по мягкости — твердости у [ч’], [щ’] нет. Следовательно, обозначать написание на письме мягкости [ч’], [щ'] излишне. Буквы ж, ш обозначают только твердые согласные звуки [ж], [ш].

дремуч

колюч

могуч

плакуч

трескуч

пахуч

неуклюж

нехорош

2.2. Выявление опознавательных признаков орфограммы.


3. Актуализация знаний.

3.1. Изменение форм имен прилагательных. Дополнительный дидактический материал: от жгучего перца — перец жгуч, из-за колючего покрытия, у могучего дуба, на пахучем кусте, для неуклюжего малыша, от пахучего ландыша, пригожему молодцу, у свежего овоща, из тощего кошелька, из-за трескучего мороза, от шипучего напитка.

3.2. Составление побудительных предложений.

3.3. Выявление стиля, типа текста. Определение синтаксической роли прилагательных, их участия в создании художественного образа моря. Для полноты впечатлений желательно использовать репродукции с картин И.К. Айвазовского, например, «Путешествие Посейдона по морю».

Дополнительное задание. Определите по тексту стихотворения «Море и утес» значение слова путина.

И бунтует, и клокочет,

Хлещет, свищет и ревет,

И до звезд допрянуть хочет,

До незыблемых высот...

Ад ли, адская ли сила

Под клокочущим котлом

Огнь геенский разложила —

И пучину взворотила

И поставила вверх дном?

Волн неистовых прибоем

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой.

Ф. Тютчев

3.4. Свободный диктант.

Прочитаем отрывок из повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы». Каким увидел Тёма море? Кто читал эту повесть, тот может рассказать, какое наслаждение подарила Тёме вода, как мальчик был обманут.

Ах! Какое было чудное море! Все оно точно золотыми кружками отливало и сверкало на солнце и тихо, едва слышно билось о берег. А на горизонте оно было уж совсем спокойное и синее-синее, уходило в бесконечную даль. Казалось, что там было еще прохладнее.


4. Вывод. Дайте научное обоснование правила о правописании кратких прилагательных на шипящую.


5. Домашнее задание — упражнение по учебнику. Принести книги Е. И. Чарушина.






Для любых предложений по сайту: [email protected]