Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ВРЕМЯ ГЛАГОЛА - ГЛАГОЛ
1. Повторение темы «Виды глагола». Самодиктант.
Учитель. Запишем в два столбика (нес. в., сов. в.) глаголы неопределенной формы, соответствующие схемам: Какие фонетические явления происходят в корне некоторых глаголов при изменении их формы, в однокоренных словах?
Для справок: Выпрячь, изречь, испечься, лечь, напрячь, наречь, обречь, остеречь, постичь, пренебречь, пресечь, развлечься, разлечься, растечься, растолочь, сберечь, сберечься, стеречь, стричь, увлечь...
2. Изучение темы.
2.1. Работа с рисунком.
Ответим на вопросы, запишем слова: объясняет, ошибается, будет работать. Выясним, в какое время происходит действие.
Вывод. Время — грамматический признак глагола. Формы глагола настоящего, прошедшего или будущего времени указывают на реальное время, в которое происходит действие. Время — многозначное слово.
Составление таблицы.
Формы глагола
нес. в. |
сов. в. |
|
н. ф. |
вязать |
развязать |
пр. вр. |
вязал |
развязал |
н. вр. |
вяжу |
— |
буд. вр. |
буду вязать |
развяжу |
Вывод. Глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени.
2.3. Образование временных форм от глаголов: ездить — объездить, пояснять — пояснить, показывать — показать.
3. Работа с текстом.
Прочитаем. Спишем текст, обозначая вид и время глаголов. Объясним орфограммы, постановку знаков препинания. Составим схемы сложных предложений.
Весна началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик, лилово-розовый анемон наклонил нежную головку. Рои мошек и кучи насекомых показались на болотах. За ними вдогон бегал уже водяной паук.
Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга.
Н. В. Гоголь
4. Вывод урока. Постоянным или непостоянным признаком глагола является время? Почему так считаете?
5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.