ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1. Проверка домашнего задания.

Учитель. Определим лексическое и грамматическое значения слов: течь — течь, стекло — стекло, рой — рой, стали — стали, шила — шила и т. д.

Повторение.

Орфограмму «ться и -тся в глаголах» отличай от существительных на -ца. Учитель дает два-три примера, далее примеры называют учащиеся.

[ца]


Существительные

Глаголы

Метелица

стелется.

Девица

наряжается.

Красавица

прибирается.

Орлица

беспокоится.

Таблица

чертится.

Лисица

прячется.

Курица

чистится.

Выявляется лексическое и грамматическое значения слов. Вывод. От лексического и грамматического значений слова зависит его написание.


2. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов и на конце существительных». Работа с таблицей «Ь после шипящих» (Приложение 1).

Есть другие случаи написаний, требующих умения различать грамматические значения слов. Вспомним правила «Ь после шипящих в окончаниях глаголов и на конце существительных».

2.1. Находим в таблице примеры на названные орфограммы. Определяем опознавательные признаки орфограмм. Сначала работаем с фонетическим признаком. Чтобы определить, есть ли в слове шипящий звук (фонетический признак), надо произнести, послушать его. Пошипим [ш], [щ’], пожужжим [ж], попросим тишины [ч‘].

Учитель называет слова на повторяемые орфограммы — учащиеся произносят шипящие звуки. Далее определяют грамматические признаки.

2.2. Учитель. Составляем алгоритм действий. 1 -й шаг — слушаем шипящий звук. 2-й шаг — определяем часть речи. 3-й шаг — у глагола определяем, в форме ли 2-го л. ед. ч. стоит глагол; у существительных — к III или не к III склонению относится (грамматический признак). Последний шаг — пиши Ь после шипящих у глагола 2-го л. ед. ч., у существительного III скл. в форме И. п. ед. ч.

2.3. Диктант.

Выпишем в первый столбик слова с орфограммой «Ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа» из пословиц, во второй — слова с орфограммой «Ь после шипящих на конце существительных ».


3. Повторение орфограммы «е — и» падежных окончаниях существительных».

3.1. Работаем с таблицей (с. 37). Подбираем примеры. Выявляем опознавательные признаки орфограммы: 1) фонетический — [э] или [и]?; 2) грамматические — является ли слово существительным, какого оно склонения, падежа?

3.2. Выписываем словосочетания гл. + пред л. + сущ. с окончанием -е, -и.


4. Свободный диктант по картине Т. А. Мавриной «Котофей Иванович».

Прочитаем. Запишем (по памяти) ту часть текста, где дается изображение Котофея Ивановича. Подчеркнем орфограммы.

Татьяна Алексеевна Маврина любит русские народные сказки и изображает героев сказок на картинах и рисунках. Однако представляет их по-своему.

В сказке о коте рассказывается так: «У мужика был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику, взял кота да и отнес в лес». Далее мы узнаем, что кот не погиб, не одичал, а стал уважаемым животным — бурмистром. И звать его стали Котофеем Ивановичем.

Каким же представила кота на своей картине художница? Она изобразила своего героя очень солидным, крупным. Сам котище большой, а деревья вокруг маленькие. Кот как будто все видит и замечает. Котофей Иванович аккуратно причесал усищи, надел светлую манишку, принял удобную позу, обхватив хвостом лапы в белых великолепных башмачках.

Хорош сказочный персонаж у художницы!


5. Вывод урока. Какие орфограммы повторили? Назовите опознавательные признаки орфограмм.


6. Домашнее задание — упражнение из учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]